Древнегреческий храм Артемиды Эфесской (Артемисион) считался одним из наиболее великолепных сооружений античного мира, который включали в число Семи чудес света. Он располагался в городе Эфес в Малой Азии, фрагментарные руины которого ныне можно увидеть недалеко от современного турецкого городка Сельчук.
По всей видимости, храм Артемиды был разрушен уже к началу V века н.э., когда в Римской империи прочно утвердилось христианство, а Фессалоникийский эдикт Феодосия I запретил отправление всех остальных культов.
Ранняя история
На протяжение своей более чем 1000-летней истории храм неоднократно строился, разрушался и реконструировался. Считается, что святилище возникло ещё в бронзовом веке намного раньше ионической миграции. Древнегреческая мифологическая традиция приписывала сооружение храма Артемиды амазонкам.
В частности, об этом упоминает Каллимах в своем «Гимне Артемиде», где он приписывает наиболее ранний теменос в Эфесе племени амазонок, легендарных женщин-воительниц, чья религиозная практика, как он предполагал, уже была сосредоточена на изображении Артемиды, их богини-покровительницы.
Историки античного мира были уверены в глубокой древности Артемисиона. Павсаний утвержлал, что он был даже старше, чем пророческий храм Аполлона в Дидиме. Он сказал, что изначальными жителями Эфеса были лелеги и лидийцы, которые жили в Малой Азии задолго до ионических греков.
Второй храм
Самый первый храм был разрушен наводнением в VII веке. В эпоху классической Греции около 550 г. до н.э. под руководством критского архитектора Херсифрона и его сына Метагена были начаты работы по возведению нового куда более пышного и монументального святилища, слава которого потом гремела по всей Элладе.
Спонсором проекта выступил Крёз, царь Лидии, который слыл богатейшим из правителей своего времени. На реализацию задуманного ушло 10 лет. Эта версия храма была разрушена в 356 г. до н.э. поджигателем по имени Герострат, который стал впоследствие легендарным. Именно отсюда пошло сочетание «геростратова слава».
Этот «второй храм» имел длину 115 м и ширину 46 м. Предполагается, что он стал первым греческим храмом, построенным из мрамора. Его периферийные колонны имели высоту около 13 м и располагались двойными рядами, образуя широкий церемониальный проход вокруг места, где находилось культовое изображение богини.
По словам Плиния Старшего, 36 из этих колонн были украшены рельефной резьбой. Новая статуя богини из чёрного дерева или чернёного виноградного дерева была создана скульптором Эндоиосом, а наиск (маленький «храм в храме») для ее размещения был построен к востоку от алтаря под открытым небом.
Храм Артемиды Эфесской стал важной достопримечательностью, которую посещали купцы, цари и просто путешественники, многие из которых отдавали дань уважения богине в виде драгоценностей и различных товаров. Также на территории храма обретали безопасность те, кто бежал от преследований или наказаний.
Диоген Лаэртский утверждает, что «человеконенавистнический» философ Гераклит, создатель первой исторически зафиксированной формы диалектики, совершенно не одобрявший гражданскую жизнь в Эфесе, играл в храме с мальчиками в бабки, а позже хранил там свои сочинения.Фрагменты барельефа на самых нижних барабанах колонн храма, представленные ныне в Британском музее, показывают, что колонны более позднего храма, из которых некоторые сохранились, были версиями колонн предыдущего. Плиний Старший, по-видимому, не подозревал о подобной «наследственности».
Легенда о Герострате
В 356 году до н.э. храм Артемиды сгорел. Ряд древнегреческих источников описывают это как тщеславный акт поджога, совершенного жителем Эфеса по имени Герострат, который поджег деревянные балки крыши, стремясь к славе любой ценой. Отсюда и возникло выражение «геростратова слава».
За это немыслимое злодеяние и богохульство жители Эфеса приговорили преступника к смертной казни и запретили кому-либо упоминать его имя. Во все концы Эллады были отправлены письма, в которых предписывалось стереть из памяти Герострата. Не сложно догадаться, что так о случившемся узнали вообще все, кто мог.
Участие Герострата в разрушении храма подвергается сомнению в современной науке. Стефан Карвайзе отмечает, что любому поджигателю потребовался бы доступ к деревянному каркасу крыши, что было не так просто. Имеются данные о «целом корпусе» хорошо подготовленных храмовых стражей и хранителей.
Пожар мог даже быть умышленно и тайно устроен администраторами храма, которые знали, что фундамент храма тонет, но не могли переместить его в другое место из-за религиозных ограничений. Также исследователи отмечают, что Герострат раскрыл свои цели только под пытками, что не соответствует описанию человека, ищущего славы.
Третий храм
Следующая, самая величественная и впечатлявшая современников версия храма сооружалась на средства самих жителей Эфеса. Именно она вошла в список Семи чудес света Антипатра Сидонского и стала одним из главных объектов античного туризма, когда состоятельные господа уже могли позволить себе дальние путешествия.
Согласно древнегреческим авторам, Александр Македонский предложил оплатить работы по восстановлению храма из своей казны, однако жители Эфеса тактично отказались. Античные источники приводят такой ответ эфесян царю: «Было бы неприлично одному богу построить храм другому».
Строительные работы начались в 323 г. до н.э. и продолжались достаточно долго. Третий храм Артемиды был больше второго: 137 м в длину, 69 м в ширину и 18 м в высоту. Число колонн составляло 127 или даже больше. Афинагор Афинский называет Эндоя, ученика Дедала, автором главного культового образа Артемиды.Третья версия храма Артемиды просуществовала около 600 лет. Она неоднократно упоминается в раннехристианских рассказах об Эфесе. Согласно Новому Завету, появление первого христианского миссионера в Эфесе заставило местных жителей опасаться бесчестия языческого храма.Деяния св. Иоанна II века включают апокрифический рассказ о разрушении храма: апостол Иоанн публично молился в храме Артемиды, изгоняя его демонов, и «внезапно жертвенник Артемиды раскололся на множество частей… и наполовину храм пал», мгновенно обратив в веру ефесян, которые плакали, молились или обращались в бегство.
Впрочем, римский указ 162 года н.э. признает важность Артемесиона и ежегодного эфесского праздника Артемиды, и официально продлевает его с нескольких дней в марте — апреле до целого месяца, «одного из крупнейших и самых великолепных религиозных праздников». То есть разрушение храма в результате молитвы святого — это не более, чем легенда.
В 268 году, по словам Иордана, набег готов под предводительством вождей Респа, Ведук и Турар «опустошил многие густонаселенные города Малой Азии и поджег знаменитый храм Дианы в Эфесе». Степень и тяжесть ущерба неизвестны; храм, возможно, оставался заброшенным до его официальной ликвидации после торжества христианства в империи.
Аммоний Александрийский комментирует его закрытие, которое имело место, возможно, в 407 году нашей эры или, во всяком случае, не позднее середины V века. После закрытия и после того, как город стал христианским, имя Артемиды, похоже, было стерто из надписей по всему Эфесу.
Кирилл Александрийский приписал разрушение храма архиепископу Константинополя Иоанну Златоусту, назвав его «уничтожителем демонов и разрушителем храма Дианы». Более поздний Константинопольский архиепископ Прокл отметил достижения Иоанна, сказав: «В Эфесе он ограбил искусство Мидаса».
По крайней мере, часть камня из заброшенного храма была использована при строительстве других зданий. Легенда времён средневековья утверждает, что некоторые колонны собора Святой Софии были взяты из храма Артемиды в Эфесе, однако в настоящий момент исследователи сомневаются в этом.
Культ Артемиды
Святыни, храмы и праздники в честь богини Артемиды (Диана у римлян) можно было найти по всему греческому миру, но Артемида Эфесская была уникальной. Эфесяне считали ее исключительно своей и возмущались любыми иностранными влияниям с целью повлиять на него.
Например, после того, как Персия разбила и лидийского царя Крёза, эфесцы преуменьшили его вклад в восстановление храма. Этим же объясняется отказ жителей города Александру Македонскому выделить средства на реконструкцию. Считается, что наличие столь важного и популярного культа придавала дипломатии Эфеса серьёзное преимущество.
Во имя богини устраивались игры, состязания и театральные представления. Плиний описывает процессию в честь Артемиды как великолепное собирание толпы. Оно было показано в одной из лучших картин Апеллеса, на которой изображен образ богини, проносимый по улицам в окружении девиц.
С греческой точки зрения, Артемида Эфесская являлась отличительной формой их богини Артемиды. В греческом культе и мифах Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительница охоты, дикой природы и луны. Интересно, что её почитали как богиню деторождения, однако сама она была известна своим целомудрием.В Эфесе богиня, которую греки ассоциировали с Артемидой, почиталась в архаичном, доэллинском культовом образе, который был вырезан из дерева и украшен различными драгоценностями. Вероятно, он восходит ко временам микенской Греции, то есть к позднему бронзовому веку.
Имеющийся в распоряжении учёных визуальный материал указывает на значительное сходство образа Артемиды из Эфеса с ближневосточными и египетскими божествами, в то время как сходство с греческими оказывается минимальным. Тело и ноги заключены в сужающийся столбообразный «чехол», из которого выступают ступни богини.
Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть эфесской Артемиды, состоит в том, что они представляют собой несколько грудей, символизирующих ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Дианы Эфесии Мультимамии и другим соответствующим описаниям.
В настоящий момент учёные располагают данными, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была выкрашена в черный цвет, вероятно, для имитации состаренного дерева оригинала, а ее одежда и регалии остались неокрашенными или отлиты в разные цвета.
Исследователь Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешались на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошоночные мешки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных элементов в более поздние копии.
«Груди» Артемиды Эфесской, как теперь предполагается, были основаны на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и специально просверленных для подвешивания, которые были заново открыты во время археологических раскопок 1987−88 годов.
Эти предметы остались на том же месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением VIII века до н.э. Таким образом, эта форма украшений была, по всей видимости, разработана уже во времена Гомера. На монетах богиня также опирается либо на посох, состоящий из переплетенных змей, либо на стопку уроборосов, змеи с хвостом во рту.
По некоторым данным, культ Артемиды в Эфесе осуществляли священники-евнухи, называемые «мегабизой». Это могло быть как имя собственное, так и титул. Практику ритуальной самокастрации для служения божеству обычно отождествляют с нищенствующими жрецами-евнухами малоазийской богини-матери Кибелы.
История археологических изысканий
Как уже было отмечено в начале, храм Артемиды в Эфесе был разобран на стройматериалы в эпоху поздней античности, как и многие другие языческие святилища. На его месте остались небольшие заболоченные пруды, где обитали черепахи. Последних там можно увидеть и в наши дни.Перед Первой мировой войной в Эфесе были проведены раскопки под руководством Дэвида Джорджа Хогарта, которые выявили существование выявили на месте храма Артемиды три последовательно существовавших культовых здания.
Повторные раскопки в 1987−88 годах и переоценка отчета Хогарта подтвердили, что это место было заселено непрерывно еще с бронзового века, на что указывает керамика, найденная во всех археологических слоях.
Во второй половине VIII века до н.э. был сооружён храм с полом из спрессованной глины, окружённый по всему периметру колоннами. На данный момент он является самым ранним выявленным сооружением такого рода на побережье Малой Азии и, возможно, вообще первым во всей Греции.
Слои VII века до н.э. указывают на то, что сильное наводнение разрушило храм Артемиды, вынеся более полуметра песка и мусора на первоначальный глиняный пол. В этих отложениях была найдена масса интересных находок, которые были погребены под слоем речных осадков.
Наибольший интерес из них представляют остатки вырезанной из слоновой кости бляшки с изображением грифона и Древа Жизни, по-видимому, северо-сирийского происхождения, а также несколько просверленных каплевидных янтарных капель эллиптического поперечного сечения. Предполагается, что когда-то они украшали деревянную статую Артемиды.
Исследователи отмечают, что, хотя это место было подвержено наводнениям и поднялось из-за илистых отложений примерно на 2 м между VIII и VI веками до н.э., а потом еще на 2.4 м между VI и IV веками до н.э., святилище продолжало существовать на прежнем месте. По всей видимости, его расположение имело важное значение для отправления культа.
Современное состояние
Из-за того, что во времена поздней храм Артемиды в Эфесе был разобран для возведения других построек, в настоящий момент от него сохранились лишь отдельные фрагменты, которые не могут, к сожалению, пролить свет на то, как он выглядел на самом деле. Попытки реконструкции основаны в большей степени на письменных свидетельствах современников.
В отличие от основной части Эфеса, территория храма доступна свободно в любое время суток и не требует покупки билета. Всё, что там можно сейчас увидеть — это фундамент третьей версии храма, одну колонну, которую реконструировали из оставшихся фрагментов и небольшие заболоченные пруды с черепахами.