Великолепный Эфес, античная жемчужина Малой Азии

Великолепный Эфес, античная жемчужина Малой Азии

Сложно представить более известный античный город на территории современной Турции, чем Эфес. Разве что легендарная Троя может с ним посоперничать в этом плане. Однако древний Илион не обладает таким количеством памятников, в то время как Эфес — это целый музей под открытым небом, который сложно охватить в рамках однодневного визита.

При этом он никогда не был самым большим или самым могущественным городом Малой Азии. Принято считать, что по численности населения Эфес уступал соседнему Сардису (Сардам) и даже, вероятно, Пергамы (ныне Бергама). Однако в эпоху античности его слава гремела от Геркулесовых столпов до Месопотамии.

Эфес был знаменит великолепным храмом Артемиды (завершен около 550 г. до н. э.), который был признан одним из семи чудес Древнего мира и был не только объектом религиозного культа, но и популярной популярной туристической достопримечательностью в античные времена, на который ездили посмотреть состоятельные греки и римляне.

В наши дни руины Эфеса снова привлекают толпы гостей со всех концов света. В 2015 году развалины античного города были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди дошедших до наших дней монументальных зданий стоит выделить особо библиотеку Цельса и театр, способный вместить 24 000 зрителей.

История города

Город возник изначально как торговое поселение на побережье Эгейского моря, был важной гаванью в этой части Малой Азией и быстро рос благодаря интенсивному товарному обмену. В V веке н.э. Эфес переместился на холм Айясолук, рядом с современным турецким городом Сельчук из-за того, что залив речными отложениями и стал непригодным для судоходства.

Со временем море продолжило отступать, что способствовало дальнейшему упадку города. Землетрясения и оползни в конечном счёте похоронили руины под землёй, сохранив их для археологов. Сегодня, большей частью реконструированные, развалины Эфеса находятся примерно в 5 километрах от побережья, на седловине между двумя холмами.

Первые поселения

Как показали раскопки, местность вокруг Эфеса была достаточно плотно заселена уже около 6000 г. до н.э. Под курганами Арвальи и Чукуричи археологи обнаружили остатки неолитических поселений. А на холме Аясулук нашли поселение раннего бронзового века, которое ассоциируют с городом Апаса (или Абаса), упоминаемым в хеттских архивах.

В 1954 году недалеко от руин базилики Святого Иоанна было обнаружено захоронение микенской эпохи (1500−1400 гг. до н. э.), в котором находились керамические горшки. Это был период микенской экспансии, когда ахейцы начали селиться в Малой Азии. Вообще многие учёные согласны с предположением, что Апаса — это уже и есть собственно Эфес.

Эфес на заре античности

Собственно Эфес, который мы знаем, был основан как аттико-ионийская колония в X веке до н.э. на тот же самом холме Аясулук. Он находится в 3 км от центра Эфеса эпохи эллинизма и Рима. Мифическим основателем города был принц из Афин по имени Андроклос, которому пришлось покинуть свою страну после смерти своего отца, царя Кодроса.

Согласно легенде, он основал Эфес на месте, где сбылось предсказание Дельфийского оракула («Рыба и вепрь покажут вам путь»). Он был успешным воином, и как царь он смог объединить двенадцать городов Ионии в Ионийский союз. Во время его правления город начал процветать.

Согласно преданию, Андроклос погиб в битве с карийцами, когда пришел на помощь Приене, другому городу Ионийского союза. Легендарный основатель города и его собака изображены на фризе храма Адриана, датируемом II веком н.э., что говорит о том, что память о Андроклосе была жива спустя более чем тысячу лет.

Впрочем, у античных историков, таких как Павсаний, Страбон и Геродот, а также поэта Каллиноса, встречается миф, согласно которому Эфес основала царица амазонок по имени Эфос. Греческая богиня Артемида и великая анатолийская богиня Кибела были слились в культе объединённого божества, известного как Артемида Эфесская.

Многогрудая «Дама Эфеса»Многогрудая «Дама Эфеса», отождествляемая с Артемидой, почиталась в храме Артемиды, одном из семи чудес света и крупнейшем здании древнего мира согласно Павсанию. Павсаний упоминает, что храм был построен Эфесом, сыном речного бога Кайстра, до прибытия ионийцев.

В наши дни от этой постройки остались лишь отдельные фрагменты. По всей видимости, храм Артемиды был разобран в христианские времена на стройматериалы. В частности, его колонны вывезли в Константинополь и использовали при строительстве храма Святой Софии.

Период архаики

Примерно в районе 650 г. до н. э. Эфес подвергся нашествию киммерийцев, которые захватили и разграбили город, включая храм Артемиды. После изгнания киммерийцев городом какое-то время управлял ряд тиранов. Однако период монархического правления оказался недолгим, и в результате народного восстания к власти Эфесе пришёл совет.

Город быстро восстановился благодаря активной торговле и паломничеству, вступив в новый период богатства и процветания. В это время Эфес дал миру ряд важных исторических личностей, таких как поэт-элегик Каллин и поэт-ямбик Гиппонакс, философ Гераклит, великий художник Паррасий, а позднее грамматик Зенодот и врачи Соран и Руф.

На наличие активной торговли в регионе указывает тот факт, что в Эфесе уже в VII веке до н.э. чеканилась собственная монета из электрума (сплав золота и серебра). Около 560 г. до н.э. город был завоеван лидийцами под предводительством царя Креза. Впрочем, Эфес сохранил самоуправление, а храм Артемиды был реконструирован и стал ещё прекраснее.

Монументальная надпись с именем Креза была найдена на основании одной из колонн храма (сейчас экспонируется в Британском музее). Крез заставил население различных поселений вокруг Эфеса перегруппироваться в окрестностях храма Артемиды, благодаря чему город расширился.

Когда Крез пошёл с войной на персов, уверенный в своей победе (предсказание дельфийского оракула «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство»), города Ионии выступили на его стороне. Хотя перед этим персидский царь Кир Великий предлагал мир.

После поражения Креза ионийцы сами предложили Киру заключить мирное соглашение. Однако на этот раз персы ответили отказом и потребовали сдаться и стать частью империи. В 47 г. до н.э. ионийцы были разгромлены персидским полководцем Гарпагом, после чего Иония была включена в состав державы Ахеменидов, а управлять ими стали сатрапы.

Период классической Греции

Несмотря на персидское завоевание и потерю самостоятельности, Эфес продолжал процветать и при персах. Однако когда при Камбисе II и Дарии налоги были повышены, эфесцы приняли участие в Ионийском восстании против персидского правления. В 498 г. до н.э. случилась битва при Эфесе, которая спровоцировала греко-персидские войны.

В 479 г. до н.э. ионийцы при поддержке с афинян смогли вытеснить персов с берегов Малой Азии. В 478 г. до н. э. ионийские города вместе с афинянами вступили в Делосский союз против персов. Эфес при этом не предоставил корабли, но оказал активную финансовую поддержку мероприятию.

Во время Пелопоннесской войны Эфес сначала был союзником Афин, но на более позднем этапе, называемом Декелейской войной, или Ионийской войной, встал на сторону Спарты, которая также получила поддержку персов. В результате власть над городами Ионии снова перешла к Персии.

Надо отметить, что эти войны не сказались на процветании Эфеса. По сути, жители города каждый раз умудрялись выбирать «правильную сторону» в конфликте и получать бонусы от ситуации. В отличие от Афин, эфесцы позволяли чужестранцам, особенно образованным людям, интегрироваться в общество своего полиса.

В 356 г. до н. э. храм Артемиды был сожжен дотла сумасшедшим по имени Герострат, который хотел таким образом прославиться в веках. Эта история со временем стала притчей. Жители Эфеса сразу же принялись за восстановление храма и даже запланировали более крупный и величественный, чем первоначальный.

Эфес в эпоху эллинизма

После того, как Александр Македонский разбил персов в битве при Гранике в 334 г. до н.э., греческие города Малой Азии получили свободу. Правивший в Эфесе проперсидский тиран Сирпакс и его семья были забиты до смерти камнями, а Александра тепло встретили, когда он с триумфом вошел в Эфес.

Когда Александр увидел, что храм Артемиды еще не достроен, он предложил профинансировать мероприятие и написать свое имя на фасаде. Но жители Эфеса возразили, заявив, что не подобает одному богу строить храм другому. После смерти Александра в 323 г. до н.э. Эфес в 290 г. до н.э. перешел под власть одного из генералов Александра, Лисимаха.

Поскольку река Кайстер засорила старую гавань, образовавшиеся болота стали причиной малярии и многих смертей среди жителей Эфеса. Лисимах заставил людей переселиться из древнего поселения вокруг храма Артемиды на нынешнее место в 2 км от него. Когда эфесцы стали упираться, Лисимах заблокировал канализацию и затопил стары город нечистотами.

Новое поселение официально называлось Арсиноей в честь второй жены царя, Арсинои II Египетской. После того, как Лисимах разрушил близлежащие города Лебедос и Колофон в 292 г. до н. э., он переселил их жителей в новый город. При этом в самой Арсиное велось активное строительство.

Жёсткие меры Лисимаха стали причиной нарастающего недовольства эфесцев, которые в ходе войн диадохов (генералов Александра Македонского) поддержали царя Сирии и Месопотамии Селевка I Никатора. Последний разгромил Лисимаха в битве при Корупедии в 281 г. до н.э., а Эфес вернул себе изначальное название.

Таким образом, Эфес стал частью державы Селевкидов. После убийства царя Антиоха II Теоса и его египетской жены в 246 г. до н. э. фараон Птолемей III вторгся в империю Селевкидов, и египетский флот опустошил побережье Малой Азии. Эфес был предан его губернатором Софроном в руки Птолемеев, которые управляли городом на прротяжение полвека до 197 г. до н.э.

Антиох III Великий пытался вернуть греческие города Малой Азии и отвоевал Эфес в 196 г. до н.э. Однако вскоре он вступил в конфликт с Римской республикой. После серии сражений он был побежден Сципионом Азиатским в битве при Магнесии в 190 г. до н.э. Эфес перешёл под власть союзника Рима Эвмена II, царя Атталида из Пергама (правил в 197−159 гг. до н.э.)

Когда его внук Аттал III умер в 133 г. до н.э., не оставив собственных детей мужского пола, он оставил свое царство Римской республике при условии, что город Пергам останется свободным и автономным. Эфес вошёл в состав римской провинции Азия, став одним из её ключевых городов.

Римские налоги были существенно выше тех, которые собирали пергамские цари, что привело к серьёзному недовольству жителей Эфеса. По этой причине 88 г. до н. э. Эфес приветствовал Архелая, полководца Митридата, царя Понта, когда тот завоевал Азию (римское название западной Анатолии).

Из Эфеса Митридат приказал убить каждого римского гражданина в провинции, что привело к «Азиатской вечерне», убийству тысяч римских граждан в Азии или любого человека, который говорил с латинским акцентом. Улицы Эфеса были залиты кровью, статуи и памятники римским гражданам также были разрушены.

Впрочем, радость эфесцев была непродолжительной. Зенобий, полководец Митридата, крайне плохо обращался с местным населением Ионии. Когда он прибыл в Эфес, его схватили, бросили в темницу и вскоре убили. За это Митридат решил наказать город, однако очередная война с римлянами помешала ему это сделать.

В это же время в Римской республике вспыхнула гражданская война между сторонниками Мария и Суллы. Пользуясь ситуацией, Эфес провозгласил независимость. Впрочем, ненадолго. Когда Митридат был побежден римским консулом Луцием Корнелием Суллой, Эфес вернулся под власть Рима в 86 г. до н.э.

Сулла наложил огромную контрибуцию и взыскал задолженность по налогам за пять лет, из-за чего города римской Азии надолго остались в долгах. В 57 г. до н. э. царь Египта Птолемей XII Авлет удалился в Эфес, проводя время в святилище храма Артемиды, когда римский сенат не смог восстановить его на троне.

В эпоху Второго триумвирата Эфес поддержал Марка Антония, который лично посещал город вместе с Клеопатрой, и которому были оказаны пышные почести. Эфесцы помогали ему в снаряжении флота из 800 кораблей, который принял участие в битве при Акциуме с Октавианом и был разгромлен.

Когда Октавиан Август стал императором в 27 г. до н.э., самым важным изменением стало то, что он сделал Эфес столицей проконсульской Азии (которая охватывала западную Малую Азию) вместо Пергама. Затем Эфес вступил в эпоху процветания, став и резиденцией губернатора, и крупным центром торговли.

Период Римской империи

Если верить Страбону, по своему значению Эфес уступал только самому Риму. При всём уважении к этому автору, навряд ли Эфес мог быть крупнее таких мегаполисов античного мира, как Александрия Египетская и Антиохия на Оронте, население которых по разным оценкам могло составлять до 500 000 жителей.

Император Цезарь Божественный Август Великий Понтифик 12-кратный консул 20-кратный трибун и жена цезаря Августа Ливия и Мазаеус (построивший ворота).
Император Цезарь Божественный Август Великий Понтифик 12-кратный консул 20-кратный трибун и жена цезаря Августа Ливия и Мазаеус (построивший ворота).
До недавнего времени население Эфеса во времена Римской империи оценивалось в 225 000 человек. Более поздние исследования показали, что они не соответствуют реальности. Такая большая оценка потребовала бы плотности населения, наблюдаемой только в нескольких древних городах, или обширного поселения за пределами городских стен.

Расселить такое количество народу в Эфесе мешали горные хребты, береговая линия и каменолони, которые окружали город. Стена Лисимаха, по оценкам, охватывала площадь в 415 га. При этом далеко не вся эта территория была заселена из-за общественных зданий и площадей в центре города, также крутого склона горы Бюльбюль Дагы.

Современные исследования дают вилки между 138 000 и 172 500 либо 33 600 и 56 000 жителей. Впрочем, даже в этих случаях Эфес оставался одним из крупнейших городов римской Малой Азии. Большим населением обладали в то время здесь только Сарды и Александрия Троадская.

Вообще в первые века нашей эры Эфес пережил значительный культурный и экономический подъём. В городе шло масштабное монументальное строительство: там был возведён большой театр из мрамора и знаменитая Библиотека Цельсиуса, новые храмы и общественные здания, фонтаны и акведуки.

Руины римского периода в городе
Руины римского периода в городе
Эфес был одним из городов второй софистики. Во времена Римской империи усилилось значение и влияние древнего святилища Артемиды. Выдающийся оратор II века н.э. по имени Элий Аристид в одной из своих речей назвал храм Артемиды местом хранения казны всей Азии.

Кратковременный упадок Эфеса случился во второй половине III века до н.э., когда в Римская империя погрузилась в затяжной кризис, сопровождавшийся гражданскими войнами, политической нестабильностью, множеством экономических проблем, тотальной порчей монеты и вторжениями варваров.

В 262 году нашей эры Эфес, как и многие другие греческие города Малой Азии, подвергся разорению готов, которые переплыли Геллеспонт и высадились на азиатском берегу. Главной целью германцев была казна храма Артемиды, которую они разграбили, а само святилище подожгли, о чём свидетельствует римский хронист Иордан.

Христианство в Эфесе

Город был важным центром раннего христианства как минимум с 50-х годов н.э. В 52−54 годах в Эфесе жил апостол Павел, который занимался организацией жизни местной христианской общины и, по всей видимости, организуя миссионерскую деятельность в его окрестностях.

Книга Деяний говорит о том, что изначально Павел посещал в целях обретения новых сторонников синагогу в Эфесе, но через 3 месяца он был разочарован упрямством некоторых евреев и перенес свою базу в школу Тиранна. При этом многие библеисты считают, что на первых порах именно евреи составляли большинство в христианской общине Эфеса.

Павел познакомил около двенадцати человек с «крещением Святым Духом», которые ранее приняли только крещение Иоанна Крестителя. Позже серебряных дел мастер по имени Деметриос возбудил толпу против Павла, говоря, что он подвергает опасности средства к существованию тех, кто делает серебряные святыни Артемиды.

Между 53 и 57 годами н.э. Павел написал Первое послание Коринфянам из Эфеса (возможно, из «башни Павла» около гавани, где он был заключен на короткое время). Позже Павел написал специальное Послание к Эфесянам, по всей видимости уже находясь в тюрьме в Риме (около 62 года н. э.).

Римская Азия была связана с Иоанном, одним из главных апостолов, и Евангелие от Иоанна, одно из четырёх канонических, могло быть написано в Эфесе около 90−100 гг. Эфес был одним из семи городов, упомянутых в Книге Откровения, что указывает на то, что церковь в Эфесе была сильной и авторитетной.

Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Откр. 2:1−7

Согласно Евсевию Кесарийскому, Святой Тимофей был первым епископом Эфеса. Поликрат Эфесский (греч. Πολυκράτης) был епископом Эфесской церкви во II веке. Он наиболее известен своим письмом, адресованным Папе Виктору I, епископу Рима, в котором он защищал позицию квартодециманов в пасхальном споре.

В начале II века церковь в Эфесе была все еще достаточно важна, чтобы быть адресованной в письме, написанном епископом Игнатием Антиохийским к Эфесянам, которое начинается словами «Игнатий, называемый также Феофором, Церкви, которая в Эфесе, в Азии, заслуженно счастливейшей, благословенной в величии и полноте Бога Отца, и предопределенной прежде начала времен, чтобы она всегда была для вечной и неизменной славы». Церковь в Эфесе поддержала Игнатия, которого отвезли в Рим на казнь.

Не позднее IV века появляется легенда, впервые упомянутая Епифанием Саламинским, согласно которой Мария, мать Иисуса, могла провести последние годы своей жизни в Эфесе. Эфесяне выводили аргументы в пользу этой версии из присутствия Иоанна в городе и наставлений Иисуса Иоанну заботиться о его матери, Марии, после его смерти.

Однако Епифаний стремился указать на то, что, хотя Библия и говорит, что Иоанн отправился в Азию, в ней не говорится конкретно, что Мария пошла с ним. Позже он заявил, что она была похоронена в Иерусалиме.

В XIX веке Домик Девы Марии, находящийся примерно в 7 км Эфеса, считается последним домом Марии перед ее вознесением на небеса в римско-католической традиции, основанной на видениях сестры-августинки блаженной Анны Екатерины Эммерих (1774−1824).

Домик Девы Марии в Эфесе
Домик Девы Марии в Эфесе
В настоящий момент Домик Девы Марии превратился в популярное место христианского, причём не только католического паломничества. В частности, это место посетили три последних римских пары.

Эфес считается городом Семи отроков эфесских, которых преследовал римский император Деций за исповедания христианства. Согласно легенде, они чудесным образом заснули в пещере на 300 лет, избежав таким образом преследований со стороны язычников. Почитаются святыми как католиками, так и православными.

Византийская миниатюра, изображающая Семь спящих отроков эфесских. Константинополь, 985 г. В настоящий момент хранится в библиотеке Ватикана.
Византийская миниатюра, изображающая Семь спящих отроков эфесских. Константинополь, 985 г. В настоящий момент хранится в библиотеке Ватикана.
В самом Эфесе недалеко от гавани находилась большая церковь Девы Марии, которая выбрана в качестве места проведения Третьего Вселенского собора в 431 году. В рамках решений собора была осуждена ересь Нестория.
Остатки базилики Девы Марии, где проходит 3-й вселенский собор
Остатки базилики Девы Марии, где проходит 3-й вселенский собор
В 449 году в ней же прошёл Второй Эфесский собор, который не был признан каноническим. Ожесточённые споры вылились в открытую драку монахов, из-за чего этот собор прозвали «Разбойничьим». Формальными победителями вышли монофизиты, что не было признано ни в Риме, ни в Константинополе.

Эфес во времена Византии

Город оставался самым важным политическим и экономическим центром Византийской империи в Азии после Константинополя в V—VI вв.еках. Император Флавий Аркадий поднял уровень улицы между театром и гаванью. Базилика Святого Иоанна была построена во время правления императора Юстиниана I Великого в VI веке.

Базилика Иоанна Богослова - наиболее значимый памятник византийского периода в Эфесе
Базилика Иоанна Богослова — наиболее значимый памятник византийского периода в Эфесе
Раскопки в 2022 году показали, что большие части города были разрушены в 614/615 годах в результате военного конфликта. Скорее всего, это произошло в ходе Сасанидской войны. Также к сокращению населения Эфеса и снижению общего уровня жизни привела Юстинианова чума — первая зарегистрированная пандемия чумы.

Впоследствие значение города как торгового центра еще больше снизилось, так как гавань, сегодня находящаяся в 5 км от берега, постепенно мелела и заиливалась из-за реки. Во времена классической Римской империи проводились работы по её углублению, однако в VII веке Византия переживала не лучшие времена и ей было просто не до того.

Торговля постепенно хирела, а люди начали покидать низменные участник города и переселяться на окружающие холмы. Руины храмов использовались в качестве строительных блоков для новых домов. Мраморные скульптуры измельчались в порошок, чтобы сделать известь для штукатурки.

Во время арабо-византийских войн Эфес был трижды разграблен арабами: в 654−655 годах халифом Муавией I, а затем в 700 и 716 годах, что еще больше ускорило упадок города. В IX веке Эфес ещё раз был разграблен, на этот раз павликианами — воинственными представителями гностической ереси, которая зародилась на востоке Анатолии.

Когда турки-сельджуки достигли Эфеса в 1090 году, это была небольшая деревня, окружённая развалинами римского времени. Византийцы восстановили контроль над этим местом в 1097 году и изменили название города на Агиос Теологос. Тогда же была построена небольшая цитадель на холме.

Крестоносцы, проходившие через город в ходе Первого крестового похода, были удивлены, что там находилась только небольшая деревня под названием Аясалук. В то же время они ожидали увидеть оживленный город с большим морским портом, о чём говорилось в древних текстах. Даже храм Артемиды был полностью забыт местным населением.

Крестоносцы Второго крестового похода сражались с сельджуками недалеко от города в декабре 1147 года. В 1206 году город перешел под контроль династии Ласкарисов. В это время Эфес пережил свой последний расцвет как греческий город, снова став важным религиозным и интеллектуальным центром Малой Азии.

Однако после того, как Палеологи отвоевали у крестоносцев Константинополь и восстановили Византийскую империю, их азиатские владения начали стремительно таять. 24 октября 1304 года город сдался Саса-бею, турецкому военачальнику княжества Ментешогуллары.

Вопреки условиям капитуляции, турки разграбили церковь Святого Иоанна и, когда в регионе назрело восстание против мусульманского владычества, депортировали большую часть местного населения в Тирею. Во время этих событий многие из оставшихся жителей были убиты.

Поздняя история Эфеса

Впоследствие Эфес был передан княжеству Айдынидов, которое разместило мощный флот в гавани Аясулуг (современный город Сельчук, рядом с Эфесом). Аясолук стал важной базой, из которой организовывались пиратские набеги на окружающие христианские регионы, некоторые из которых были официально одобрены государством.

В это время Эфес снова пережил короткий период процветания. Мусульманские правители возвели такие важные архитектурные сооружения, такие как мечеть Иса-бея, караван-сараи и хамамы (бани). Также была перестроена и значительно укреплена цитадель, которая сейчас известна в качестве крепости Сельджуков.

Сельджукская крепость (на заднем плане)
Сельджукская крепость (на заднем плане)
В 1390 году Эфес был включен в состав Османской империи в качестве вассальной территории, однако ненадолго. Великий эмир Тимур в 1402 году разбил султана Баязида I в битве при Анкаре, после чего раздал османские территории анатолийским бейликам. Эфес был окончательно присоединён к владениям Османов только в 1425 году.

К этому времени старый Эфес был полностью заброшен. В соседнем поселении Аясулуг (Аясулук — искаженная форма оригинального греческого названия) продолжало оставаться греческое население. В настоящее время оно развилось в турецкий город Сельчук.

Археологические исследования

Эфес по сути, был заново открыт для мира в 1863 году, когда британский архитектор Джон Тертл Вуд, спонсируемый Британским музеем, начал поиски Артемисиона — легендарного храма Артемиды. В 1869 году он обнаружил пол храма, но поскольку дальнейших ожидаемых открытий сделано не было, раскопки прекратились в 1874 году.

В 1895 году немецкий археолог Отто Бенндорф, финансируемый пожертвованием в размере 10 000 гульденов, сделанным австрийцем Карлом Маутнером Риттером фон Маркхофом, возобновил раскопки. В 1898 году Бенндорф основал Австрийский археологический институт, который сегодня играет ведущую роль в Эфесе.

Находки, найденные в ходе этой экспедиции, экспонируются, в частности, в Эфесском музее в Вене, Эфесском археологическом музее в Сельчуке и в Британском музее. В октябре 2016 года Турция остановила работы археологов, которые продолжались более 100 лет, из-за дипломатической напряженности между Австрией и Турцией. В мае 2018 года Турция разрешила австрийским археологам возобновить раскопки.

Главные достопримечательности

Эфес является одним из крупнейших собраний археологических памятников римского периода в восточном Средиземноморье. Величественные развалины дают представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней богатой и даже праздной жизни.

Храм Артемиды

Храм Артемиды, одно из семи чудес Древнего мира, когда-то имел размеры 127 на 73 м и мог похвастать более чем 100 мраморными колоннами высотой 17 м каждая. Благодаря храму город получил титул «Слуга богини». Как уже было сказано выше, это было место не только паломничества, но античного туризма.

Плиний сообщает нам, что на строительство данного великолепного сооружения ушло 120 лет, настолько оно было огромным. Однако сейчас от храма осталась одна неприметная колонной, которая была собрана из фрагментов, обнаруженных во время археологических раскопок Британского музея в 1870-х годах.

Храм Артемиды
Всё, что осталось от храма Артемиды в Эфесе
Некоторые фрагменты фриза (которые недостаточны для того, чтобы восстановить форму оригинала) и другие мелкие находки были вывезены: часть в Лондон, а часть в археологические музеи Стамбула.

Библиотека Цельсиуса

Библиотека Цельсиуса, фасад которой был тщательно реконструирован из оригинальных фрагментов, была первоначально построена около 125 г. в память о Тиберии Юлии Цельсе Полемеане, древнем греке, который служил наместником Римской Азии в 105−107 годах.

Цельсиус оплатил строительство библиотеки из своего личного состояния и был похоронен в саркофаге под ней. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Аквилой. Когда-то в ней хранилось около 12 000 свитков.

Библиотека Цельсиуса в Эфесе
Библиотека Цельсиуса в Эфесе
Здание, спроектированное с визуально увеличенным порталом — чтобы увеличить его воспринимаемый размер, предполагают многие историки — было обращено на восток, чтобы читальные залы могли максимально использовать утренний свет.

Внутренняя часть библиотеки составляла около 180 квадратных метров и могла реально содержать до 12 000 свитков. К 400 году н.э. библиотека больше не использовалась по прямому назначению после разграбления города готами в 262 году н.э.

Фасад библиотеки Цельсиуса был реконструирован в 1970—1978 годах с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были вывезены в музеи.

Греческий театр

Театр Эфеса, рассчитанный на 25 000 мест, считается одним из крупнейших в древнем мире. Этот театр под открытым небом изначально использовался для драматических представлений, но во времена Римской империи на его сцене также проводились гладиаторские бои.

Эфес, амфитеатр

Первые археологические свидетельства наличия кладбища гладиаторов в Эфесе были обнаружены в мае 2007 года.

Акведук Эфеса

В городе имелась одна из самых передовых систем водоснабжения в античном мире. По крайней мере шесть акведуков разных размеров поставляли воду в разные районы города. Они также питали несколько водяных мельниц, одна из которых была идентифицирована как мастерская для распилки для мрамора.

Один из акведуков Эфеса на французской гравюре XIX века
Один из акведуков Эфеса на французской гравюре XIX века

Одеон

Одеон был небольшим крытым театром, построенным Публием Ведием Антонином и его женой около 150 г. н.э. Он представлял собой небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 лестницы. Верхнюю часть театра украшали красные гранитные колонны в коринфском стиле. Входы имелись по обеим сторонам сцены, и к ним вели несколько ступенек.

Храм Адриана

Храм императора Адриана датируется II веком, но он был отремонтирован в IV веке и восстановлен из сохранившихся архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних секциях отлиты, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса. На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном.

Базилика Святого Иоанна и гробница апостола

Базилика Святого Иоанна (греч. Βασιλική του Αγίου Ιωάννη του Θεολόγου) была самым значимым христианским храмом в Эфесе. Её возвели при Юстиниане I в VI веке на месте, где, как считается, был похоронен апостол Иоанн. Она была построена по образцу ныне снесенной церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Базилика Святого Иоанна в Эфесе
Базилика Святого Иоанна в Эфесе
Руины базилики находятся на склонах холма Аясулук, прямо рядом с мечетью Иса-бея, чуть ниже крепости недалеко от центра Сельчука.

Прочие достопримечательности

В Эфесе две агоры, одна для торговли и одна для государственных дел. Также здесь было несколько крупных банных комплексов, построенных в разное время, когда город находился под римским владычеством.

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *