Античный город Сарды (Сардис) и чем он знаменит

Античный город Сарды (Сардис) и чем он знаменит

Сарды или Сардис — один из древнейших городов Малой Азии, известный с Бронзового века. В VII—VI вв.еках до н.э. он был столицей богатого и могущественного Лидийского царства. После падения последнего в результате персидского завоевания город продолжал оставаться важным политическим и экономическим центром.

В начале XV столетия Сарды были разграблены войсками Тимура, после чего на долгие века превратились из города в группу небольших деревень, раскиданных среди античных развалин. Значительно позже, в XIX веке рядом с Сардами возник турецкий город Салихли, который иногда считается их «наследником».

Среди примечательных памятников античного города можно выделить банно-гимназический комплекс, античную синагогу и византийские торговые ряды, а также руины раннехристианской базилики. Сарды (Сардис) также известны благодаря упоминанию в Новом Завете в качестве места нахождения одной из 7 церквей Апокалипсиса.

Сардис на карте древней Лидии
Сардис на карте древней Лидии

География

Сарды расположен посреди долины реки Хермус, примерно в 4 км к югу от её русла. Цитадель города была построена на холме с крутыми склонами под названием Тмол, а нижний город простирался до ручья Пактол.

Вид на цитадель Сардиса из долины
Вид на цитадель Сардиса из долины
В наши дни это место расположено возле современной деревни Сарт, недалеко от города Салихли в провинции Маниса в Турции. Рядом проходит шоссе Анкара — Измир. Место открыто для посетителей круглый год.

Происхождение названия и мифология

Название «Сардис» (греч. Σάρδῑς) впервые появляется в творчестве поэтессы Сафо, которая жила во времена архаической Греции. Античный историк Страбон утверждает, что первоначальное название города звучало как «Хайд». Сами лидийцы называли свою столицу 𐤮𐤱𐤠𐤭𐤣 — «Сфа́рда».

Согласно Геродоту, Сарды были основан сыновьями Геракла — Гераклидами, которые правили городом 505 лет, начиная с Агрона, который взошёл на трон в 1220 г. до н.э., и заканчивая Кандавлом, который умер в 716 г. до н.э. За ними последовала правление лидийской династии Мермнадов, начавшиеся Гигом в 716 г. до н. э. и закончившиеся Крезом в 546 г. до н. э.

Древнейшая история

Согласно данным археологических раскопок, Сарды были заселены уже в середине II тысячелетия до н.э. При этом пока учёные не располагают сколь-нибудь точными данными о размерах и характере поселения, так как были раскопаны лишь сравнительно небольшие участки слоёв, относящихся к эпохе бронзы.

Найденные археологами предметы материальной культуры обнаруживают сходство с артефактами Микенской Греции и Хеттского царства. При этом в настоящий момент в Сардах не выявлено следов ранней монументальной архитектуры. Недалеко от города были найдены захоронения, относящиеся к Бронзовому веку.

Также на территории Сард были найдены фрагменты неолитической керамики. Однако на их базе пока сложно сделать какие-то выводы о заселении этого места на заре человеческой цивилизации по причине малого масштаба археологических исследований и скудности обнаруженного к настоящему моменту материала.

Ряд исследователей ассоциирует Сарды эпохи бронзы с упоминаемым в хеттских глиняных табличках городом Сеха на одноимённой реке — столицей небольшого царства Арзава, которое было вассалом хеттов после разгрома его царём Мурсили II. Арзава была важным посредником между Хеттской державой и микенскими греками.

Существует ли какая-то преемственность между Сехой эпохи бронзы и Лидийским царством, которое возникло в Железном веке — в настоящий момент не выяснено. Их разделяют «тёмные века», более известные как «катастрофа бронзового века», когда подавляющее большинство поселений Малой Азии и Ближнего Востока были опустошены.

Лидийский период

В VII веке до н.э. Сарды стали столицей Лидийского царства. В момент своего максимального могущества при царе Крезе его территория простиралась от Эгейского моря на западе до реки Халис на востоке. Считается, что именно здесь была начата впервые чеканка монет, которая полностью изменила экономику древнего мира.

Лидийская монета
Лидийская монета
В это время город занимал территорию в 108 га, включая загородные территории, и был защищен мощными каменными стенами. Акрополь был выложен кладкой из белого тесаного камня, чтобы сгладить естественный неровный склон горы. Однако в целом планировка столицы Лидии известна пока лишь отрывочно.

На севере/северо-западе города располагалась большая загородная зона с жилыми, торговыми и ремесленными кварталами. Поселение простиралось до ручья Пактол, возле которого археологи обнаружили следы оборудования, где обрабатывались добытые в окрестных рассыпных месторождениях драгоценные металлы — золото и серебро.

Большие дома со множеством комнат, расположенные вокруг этого места, соответствуют описанию Геродота о строительстве в Сардах зданий из камня и сырцового кирпича. Большинство домов имели крыши из глины и соломы, а у богатых жителей крыши могли быть черепичными, как и у общественных построек.

Дома часто имеют хорошо узнаваемые дворы и помещения для приготовления пищи, где во множестве найдены фрагменты глиняной посуды. Однако пока ни один дом не был полностью не раскопан, поэтому учёные не обладают цельным представлением о планировке зданий в Сардах времён Лидийского царства.

Остатки религиозных сооружений включают скромный алтарь, который, возможно, был посвящен Кибеле, учитывая найденный там фрагмент керамики с ее именем. Также археологи обнаружили здесь святилище, приписываемое Артемиде. В нём находились мраморные статуи львов.

Текстовые свидетельства о Сардах лидийской эпохи включают рассказ Плиния о здании из сырцового кирпича, которое предположительно было дворцом Креза и все еще находилось там в его время. В настоящий момент следов его не обнаружено. Учитывая особенности климата, вероятность нахождения дворца Креза невысока.

Материальная культура лидийских Сард во многом представляет собой своеобразный синтез анатолийского и эгейского стилей, что ярко демонстрируют обнаруженные археологами образцы керамики. Местные гончары использовали декоративные техники, известные как полосчатая глазурь и мраморная глазурь.

Лидион - распространённый в Сардах вид керамического сосуда, использовавшейся для приготовления косметики
Лидион — распространённый в Сардах вид керамического сосуда, использовавшейся для приготовления косметики
Сюжетные сцены на сардийской керамике того времени стречаются редко. Импортированная греческая керамика свидетельствует о «эллинофильском отношении» лидийцев, которое упоминали греческие авторы ого времени. При этом сами греки восхищались лидийской музыкой и текстилем, что указывает на двусторонний культурный обмен.

Персидское завоевание

Сарды были завоеваны Киром Великим около 547 г. до н.э. Разгромив лидийского царя Креза в битвах при Птерии и Тимбре, персы последовали за отступающей армией противника до самой столицы и разграбили ее после непродолжительной осады.

Гробница Кира Великого в Пасагардах
Гробница Кира Великого в Пасагардах
Данная история была хорошо известна из трудов Геродота, но долгое время воспринималась как в известной мере мифологизированная. Однако исследования, проведённые археологами, выявили хорошо заметные драматические следы, которые оставила в Сардах осада города персами.

Городские укрепления сгорели в результате мощного пожара, который распространился на части прилегающих жилых районов. Деревянные конструкции и предметы внутри зданий превратились в древесный уголь. Сырцовый кирпич с укреплений был повален на соседние постройки, похоронив и под собой и жителей города, и предметы материальной культуры.

Среди развалин были найдены беспорядочно захороненные скелеты, часть из которых явно принадлежала лидийским солдатам, погибших насильственной смертью. Кости предплечья одного солдата были сломаны. Вероятно, данная травма стала результатом неудачного парирования удара, направленного в сторону голову.

В одном разрушенном доме археологи нашли частично сохранившийся скелет мужчины лет сорока, страдающего артритом. Скелет настолько сильно обгорел, что археологи не могут определить, был ли он изувечен намеренно или недостающие кости были унесены животными.

Наконечники стрел и другое оружие обнаруживаются среди развалин по всему городу, что указывает на крупную битву на улицах. Разнообразие предметов вооружения позволяет предположить смешанное происхождение обеих участвующих армий, в которых могли быть представители самых разных племён.

При этом предметы явно хозяйственного назначения, такие как железные вертелы и небольшие серпы, были обнаружены рядом с обычным оружием, что позволяет предположить, что гражданские лица пытались защитить себя во время грабежа или даже принимали участие в ожесточённых уличных боях.

Так или иначе, Сарды были взяты Киром и вошли в состав Персидской державы.

Сарды под властью персов

После завоевания Лидии персы восстановили Сарды, которые стали центром одноимённой сатрапии и конечным пукнтом Персидской царской дороги, которая начиналась в столичном Персеполисе. Благодаря активной торговле с Грецией город процветал и богател, являясь своего рода воротами в греческий мир.

Со временем Сарды персидского времени даже вышли за пределы эпохи Лидийского царства, о чём свидетельсвует Геродот и другие античные авторы. Материальная культура продолжала носить смешанный греко-анатолийский характер, что в известной мере осложняет датировку археологических находок.

Рельеф из гробницы персидского периода. В настоящий момент хранится в Британском музее
Рельеф из гробницы персидского периода. В настоящий момент хранится в Британском музее
Маркерами археологических слоёв персидских Сард является распространение арамейского письма наряду с местным лидийским алфавитом, а также особая форма керамики, известная как «чаша Ахеменидов». Известно, что Сарды посещали лично персидские цари Дарий I и Ксеркс в ходе своих завоевательных походов против греков.

Ювелирные изделия эпохи Ахеменидов демонстрируют персидско-анатолийскую культурную гибридизацию. В частности, ювелиры обратились к полудрагоценным камням и цветным эмалям из-за персидского запрета на золотые украшения среди жреческого сословия. Точно так же из археологических данных исчезают булавки и фибулы с выступами, что отражает изменения в одежде, с которой они использовались.

В 499 г. до н.э. Сарды подверглись нападению и разграблению со стороны ионийских греков рамках Ионического восстания против персидского владычества. Утверждается, что последующее разрушение городов материковой Греции стало возмездием за это нападение. Когда позже Фемистокл посетил Сарды, он наткнулся на вотивную статую, которую лично посвятил в Афинах, и потребовал ее возвращения.

При персах в Сардах продолжается строительство монументальных сооружений. Одно из них исследователи полагают вероятным храмом Артемиды, а другое — святилищем Зевса. Греческие тексты упоминают пышные зелёные сады в Сардах и даже охотничьи парки, построенные Тиссаферном и Киром Младшим.

Эллинистические Сарды

В 334 году до н.э. Сарды завоевал Александр Македонский. Сам город персы сдали без боя, а местный сатрап был убит во время разгрома персидского войска (состоявшего в основном из вассальных греков) в битве при Гранике. Установив свою власть в Лидии, Александр восстановил прежние лидийские обычаи и законы.

В течение следующих двух столетий Сарды неоднократно меняли своих хозяев, среди которых отметились, в частности, генералы Александра Антигон Одноглазый, Лисимах, и Селевк Никатор. Город иногда служил царской резиденцией, но сохранял внутреннее самоуправление.

Руины храма Артемиды
Руины храма Артемиды
В эпоху эллинизма в Сардах начинает доминировать греческая культура. Греческий язык заменяет лидийский язык в большинстве надписей, а основные здания были возводились в греческих архитектурных стилях, а сам их набор соответствовал типичному греческому полису времён античности.

Эти новые здания включали в себя пританеон, гимназию, театр, ипподром, а также массивный храм Артемиды, остатки которого сохранились до наших дней. В принципе, аналогичный процесс эллинизации происходил и в других городах Малой Азии, а также на Ближнем Востоке и даже в Египте.

В это же время в Сардах появляется еврейская община. Евреи были поселены здесь эллинистическим царем Антиохом III, где они построили Сардисскую синагогу — самую большую в античном мире за пределами Палестины и сформировали общину, которая существовала на протяжении большей части поздней античности и играла заметную роль в жизни города.

Сарды при римлянах

В 129 году до н.э. Сарды перешли к римлянам. Процветание города при этом продолжилось. Римские Сарды получили три награды неокората и субсидию в десять миллионов сестерциев, а также временное освобождение от налогов, чтобы помочь восстановлению города после разрушительного землетрясения в 17 году н.э.

Благодаря упоминанию Плутарха, известно, что во время гражданской войны в Римской республике 44−42 годов до н.э. Марк Юний Брут, бывший в то время наместником Македонии в статусе проконсула, лишил знаков отличия своего помощника Луция Оцеллу в качестве наказания за хищение денег жителей города Сарды.

Руины гимнасия в Сардисе
Руины гимнасия в Сардисе
В целом Сарды сравнительно благополучно переживали политические кризисы Римской державы. Торговля и организация коммерции продолжали оставаться источниками огромных богатств. Через город проходило одно из западных ответвлений Великого шёлкового пути, который заработал в первых веках нашей эры.

Однако после того как Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, возникла новая система дорог, соединяющая провинции со столицей. Сарды оказались в стороне от главных коммуникаций и частично потеряли свое значение в качестве центра большой торговли.

Сарды и христианство

В Сардисе проживала раннехристианская община, о существовании которой говорится в книге Откровения Иоанна Богослова как одной из Семи церквей Азии (Семи церквей Апокалипсиса):

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Откр. 1:4,11

По всей видимости, христианство проникло в Сарды по «еврейской» линии, на что косвенно указывает факт существования большой еврейской общины, а также новозаветная книга «Деяний», где апостол Павел в ходе своих миссионерских странствий по Малой Азии приходил сначала именно к евреям.

Однако так же, как и в других местах, большая часть евреев осталась верной религии своих предков, а учение Христа распространялось преимущественно среди язычников — греков и римлян.

Сарды имели титульное превосходство по отношению к соседним христианским общинам, став резиденцией митрополита — епископа провинции Лидия, которая была образована в 295 году н.э.

Византийское время

В VI веке для Сард начались непростые времена. Сначала значительную часть жителей города выкосила Юстинианова чума, а во время катастрофической Византийско-Сасанидской войны Сарды оказались одним из городов, разграбленных во время вторжения в Малую Азию персидского шахина в 615 году. Хотя византийцы в конечном итоге выиграли войну, ущерб, нанесенный Сардам, так и не был полностью устранен.

Торговые ряды времён Византийской империи
Торговые ряды времён Византийской империи
Во время арабо-византийских войн Сарды избежали разорения арабами, однако экономика империи оказалась подорванной, а торговые маршруты в очередной раз изменили своё направление. При этом Сарды были указан третьим после Эфеса и Смирны в списке городов Фракесионской фемы, составленном Константином Багрянородным в X веке.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что во времена Византии Сарды находились в тени соседних Магнезия-на-Сипилуме и Филадельфии, которые сохранили свое значение в регионе. В 1078 году город на короткое время был завоёван турками-сельджуками, но уже в 1097 году византийский генерал Иоанн Дука вернул его под власть Константинополя.

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, Сарды стали одним из ключевых городов Никейской империи — одного из осколков Византии. Впрочем, как только в 1261 году никейцы заняли Константинополь и восстановили Византийскую империю, Сарды оказались под контролем эмиров Газве.

В 1306 году между ними и Византией был заключён договор, по которому Сарды официально переходили под власть мусульманских правителей. Город продолжал приходить в упадок, пока наконец не был разорён Тимуром в 1402 году. Считается, что с этого момента именно городского поселения здесь уже не существовало.

История археологических исследований

К XX веку Сарды лежали в руинах. Большая часть сохранившихся развалин относились к римскому времени. Среди первых археологов, которые начали копать в Сардах, был британский исследователь Джордж Деннис, который обнаружил огромную мраморную голову Фаустины Старшей.

Гигантская голова статуи Фаустины Старшей
Гигантская голова статуи Фаустины Старшей
Артефакт был найден на территории храма Артемиды. Вероятно, он являлся частью пары колоссальных статуй, посвященных императорской чете. В настоящий момент исполинская голова высотой 1.76 метра хранится в Британском музее.

Первая крупномасштабная археологическая экспедиция на Сардах была проведена командой Принстонского университета под руководством Говарда Кросби Батлера в период с 1910 по 1914 год. Её участники раскопали храм Артемиды и более тысячи лидийских гробниц.

Кампания раскопок была остановлена в результате начала Первой мировой войной, за которой последовала Война за независимость Турецкой Республики, На короткий момент раскопки возобновилась в 1922 году. Некоторые уцелевшие артефакты из раскопок Батлера были добавлены в коллекцию Метрополитен- музея в Нью-Йорке.

Новая экспедиция, известная как «Археологическое исследование Сарды», была организована в 1958 году Ханфманном, профессором факультета изящных искусств Гарвардского университета, и Генри Детвейлером, деканом архитектурной школы Корнелльского университета.

Ханфманн провел обширные исследования в городе и регионе, раскопав и восстановив главный римский банно-гимназический комплекс, синагогу, позднеримские дома и магазины, лидийскую ремесленную зону, где перерабатывали электрум в чистое золото и серебро, лидийские жилые кварталы и курганные гробницы в Бинтепе.

В 1960-е годы известное из античных письменных источников значение еврейской общины в Сардах получило подтверждение благодаря обнаружению большого зала в северо-западной части города, ныне известного как Сардийская синагога. Это место, украшенное надписями и менорами выполняло функцию синагоги с IV по VI век. Раскопки в прилегающих жилых и коммерческих районах также обнаружили дополнительные свидетельства еврейской жизни.

С 1976 по 2007 год раскопки продолжались под руководством Кроуфорда Х. Гринуолта-младшего, профессора кафедры классической литературы Калифорнийского университета в Беркли. С 2008 года раскопки проводились под руководством Николаса Кэхилла, профессора Университета Висконсин-Мэдисон.

Некоторые важные находки из Сардиса хранятся в Археологическом музее Манисы, в том числе позднеримские мозаики и скульптуры, шлем середины VI века до н.э. и керамика разных периодов.

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *