Филадельфия - библейский город в Малой Азии из книги Апокалипсиса

Филадельфия — библейский город в Малой Азии из книги Апокалипсиса

Филадельфия — один из античных городов Малой Азии, который обрёл широкую известность благодаря упоминанию в Откровении Иоанна Богослова в качестве места нахождения одной из Семи церквей Апокалипсиса. В настоящее время находится на территории современной турецкой провинции Маниса и называется Алашехир.

Этот город никогда не был значимым политическим или экономическим центром, не отличается большой древностью (был основан во II веке до н.э. царём Пергама Евменом II), не может похвастать знаменитыми уроженцами. Однако во времена раннего христианства он стал одним из оплотов новой религии на востоке Римской империи.

Название Филадельфия (греч. Φιλαδέλφεια) переводится как «братская любовь». Можно сказать, что это было популярное наименование для города во времена античности, как и Кесария или Аполлония. Например, известна Филадельфия Египетская в нижнем течении Нила, построенная Птолемеем II Филадельфом.

Ранняя история города

Как уже было сказано выше, Филадельфия была основана царём Пергама Евменом II (годы правления 197−160 до н. э.). Считается, что это произошло в 189 г. до н.э. Город был назван в честь брата царя Аттала II (годы правления 159−138 до н.э.), который получил прозвище «Филадельфос» из-за своей полной лояльности брату.

Аттал III Филометр, последний из пергамских царей, завещал свое королевство, включая Филадельфию, Римской республике, которая была его союзником. Несмотря на попытки сопротивления, в 133 г. до н.э. римляне взяли земли Пергама под свой контроль и основали в 129 г. до н. э. на его месте провинцию Азия.

Филадельфия под властью Рима

Город относился к административному округе Сардиса согласно Плиннию. В 17 году, как и многие соседние города, Филадельфия сильно пострадала от землетрясения. Для ускорения восстановления римский император Тиберий освободил их от уплаты налогов, о чём сообщает Тацит. В ответ город оказал большие почести Тиберию.

Судя по чеканке монет, Филадельфии помогал Калигула. А при Веспасиане Филадельфия получила его родовое прозвище Флавия. При Каракалле в Филадельфии осуществлялся культ обожествлённого императора. На монетах оттуда было выгравировано слово «Неокорон» (буквально «храмовник», смотритель храма).

Распространение христианства

Хотя Иоанн Богослов в книге Откровения не указывает прямо, что шестая из Семи церквей Апокалипсиса находилась именно в той Филадельфии, о которой говорится в этой статье, других вариантов в Малой Азии в тот момент не существовало. Послание, специально адресованное Филадельфийской церкви, записано в Откровении 3:7−13:

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Помимо того факта, что Смирна была предупреждена об искушении, длящемся «десять дней», а Филадельфии было обещано полное освобождение или сохранение от искушений, Филадельфия разделяет со Смирной то отличие, что от Христа она не получает ничего, кроме хвалы. Это объясняет, почему современные протестантские церкви иногда используют слово «Филадельфия» в качестве компонента названия поместной церкви, чтобы подчеркнуть ее верность.

Мраморная плита с резным декором из церкви Иоанна Богослова
Мраморная плита с резным декором из церкви Иоанна Богослова
Филадельфия оставалась крупным христианским центром и после окончания новозаветного периода. Одно из посланий Игнатия Антиохийского, написанное в начале II века, было адресовано христианам этого города. При этом есть данные, что христианство далеко не сразу стало здесь доминирующей религией.
Резная каменная плита, лежащая на земле
Резная каменная плита, лежащая на земле
Например, даже VI веке, уже после падения Западной Римской империи, Филадельфию называли «маленькими Афинами» из-за проходивших тут фестивалей и множества храмов, часть из которых ещё вполне могла быть языческими. В то же время Аммия, известная христианская пророчица, была родом из Филадельфии.

Времена Византии

Около 600 года в Филадельфии была построена мощная купольная базилика Святого Иоанна, величественные руины которой являются сейчас главной археологической достопримечательностью современного Алашехира. В это же время город был окружён мощной стеной, которые дошли до наших дней лишь фрагментарно.

Руины базилики Святого Иоанна
Руины базилики Святого Иоанна
На протяжении столетий Филадельфия была важной твердыней Византийской империи в самом сердце Малой Азии. В отличие от соседнего Сардиса, город выстоял в годы ожесточённой войны с Сасанидами. Арабы в ходе своих походов против византийцев также не смогли взять Филадельфию.

Лишь во второй половине XI века его могли захватить дважды турки-сельджуки (в 1074 и 1093−1094 годах), однако император Алексей I Комнин с помощью крестоносцев вернул Филадельфию в состав византийских владений. Вплоть до XV века в городе находилась резиденция дукса (губернатора) и стратопедарха (военачальника) фемы Фракия.

Был поднят и церковный статус Филадельфии. Епископство было преобразовано в митрополию. В XIV веке греческий православный Константинопольский патриарх сделал Филадельфию митрополией Лидии, и этот статус де-юре сохраняется до сих пор. Эта честь была оказана городу потому, что он не стал сдаваться Османам.

При этом Филадельфия оказывалась несколько раз центром восстаний против правящих византийских императоров: в 1182 году во главе с Иоанном Комнином Ватацесом и в 1188—1205 или 1206 годах во главе с Теодором Мангафасом, местным жителем Филадельфии, против Исаака II Ангела.

Филадельфия, в отличие от большинства других византийских городов Малой Азии, оставалась процветающим центром, особенно в XIII и XIV веках. Здесь располагалась генуэзская торговая колония. Город также был важным производителем кожаных изделий и шелка, окрашенного в красный цвет.

К XIV веку Филадельфия оказалась окружённой османскими владениями, но формально сохраняла верность византийскому императору и успешно отражала попытки захвата. Последняя твердыня Византии пала в 1390 году, когда город был предан императором Мануилом II Палеологом, который помог султану Баязиду I захватить город.

Позднейшая история

В начале XV века Филадельфию разорил Тамерлан. В наказание за упорное сопротивление Тимур приказал построить стену из трупов своих пленников. После этого начинается период длительного упадка города, который постепенно превращается в турецкий город Алашехир с преимущественно мусульманским населением.

Остатки греческого населения покинули Алашехир в 1923 году в результате обмена населением между Грецией и Турцией. Выходцы оттуда основали пригород Афин, известный как Неа Филадельфия («Новая Филадельфия»).

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *