Каппадокия христианская: от первых веков до наших днейКаппадокия христианская: от первых веков до наших дней

Каппадокия христианская: от первых веков до наших дней

Согласно каноническому тексту Нового завета, христианство пришло в Каппадокию ещё в апостольские времена. На это указывает, во-первых, упоминание каппадокийского наречия в числе прочих языков, на котором заговорили ученики Христа в день Пятидесятницы после сошествия на них Святого Духа (Деян. 2:9).

Также о присутствии ранних христиан в Каппадокии говорится в самом начале Первого послания Петра: «Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится». (1-е Петра 1:1−2).

По всей видимости, уже в I веке учение Христа пустило глубокие корни в Каппадокии. Иначе сложно объяснить, каким образом эта земля уже в самое ближайшее время подарила миру множество святых мучеников, отшельников, просветителей и даже Отцов Церкви.

Каппадокия с ее узкими извилистыми долинами и пещерными поселениями была идеальным местом, где христиане могли спрятаться от преследований со стороны римских властей Известно, что в 235 году во время гонений Максимина в Каппадокии скрывался Ориген, один из основоположников христианской философии.

Список святых, так или иначе связанных с Каппадокией реально велик, поэтому мы отметим здесь лишь самых известных и почитаемых:

  • Сотник Лонгин Каппадокийский, святой воин, мученик — римский солдат, присутствовавший при Распятии Христа
  • Георгий Победоносец, святой воин, великомученик
  • Григорий Чудотворец, 1-й епископ Неокесарийский, святитель, богослов
  • Нино Каппадокийская, просветительница Грузии, по преданию грузинской церкви двоюродная сестра Георгия Победоносца
  • Великие каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский — Отцы Церкви
  • Меркурий Кесарийский, святой воин, великомученик
  • Иоанн Русский, православный святой, праведный, исповедник

В раннем Средневековье Каппадокия стала настоящим форпостом христианской цивилизации на Востоке. В VII веке Византия потерпела сокрушительное поражение от арабов и потеряла большую часть своих азиатских владений. Однако страна «пещерных жителей» оказалась крепким орешком для мусульманских завоевателей.

Некогда процветавшие здесь «наземные» римские города были разрушены и разорены. Зато начали активно развиваться города подземные, вырубаться в скальной толще пещерные церкви и целые монастыри. Самым масштабным из них считается монастырский комплекс Селиме с одноимённым величественным собором.

По всей видимости, в это время в Каппадокии возникает сразу несколько мощных иконописных школ, развитие которых не смогла остановить даже ересь иконоборчества, охватившая Византийскую империю в VIII—IX вв.еках. При этом сами иконоборцы также оставили здесь весьма занятные следы в росписи пещерных церквей.

Подлинный расцвет храмовой живописи в Каппадокии начинается в X веке, когда император Никифор II Фока наконец-то смог нанести серию поражений мусульманам, отодвинуть восточную границу своей державы в сторону Сирии и «запечатать» Киликийские ворота, через которые ранее на просторы Анатолии регулярно происходили арабские вторжения.

Избавленная от необходимости постоянно воевать, Каппадокия превращается в одну из богатейших земель Византии. В это время здесь создаются настоящие шедевры церковного искусства, среди которых особенно стоит отметить пещерные храмы, которые сейчас входят в состав Музея под открытым небом Гёреме.

Некоторые из них появились уже после того, как в конце XI века территория Каппадокии была завоевана пришедшими из степей Средней Азии турками-сельджуками. В отличие от многих других регионов Анатолии, здесь вплоть до XX века сохранялось значительное христианское население, представленное преимущественно каппадокийскими греками, а также армянами.

После 1-й мировой войны и Войны за независимость Турции, которая привела к обмену населением с Грецией, постоянно живущих в Каппадокии христиан почти не осталось. Однако развернувшиеся во второй половине XX века исторические и археологические исследования породили новый интерес к христианскому наследию Каппадокии.

Были заново открыты и изучены многие пещерные церкви и монастыри. Начались работы по реставрации и консервации фресок при участии опытных иностранных специалистов. С некоторых пор в Каппадокии стали проводится паломнические туры, особенно популярные у у гостей из стран бывшего СССР.

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *