Бурса: первая столица Османской империи

Бурса: первая столица Османской империи

Бурса, или yeşil Bursa («зеленая Бурса»), как называют ее за обилие городских парков и соседство с национальным парком Улудаг, находится в Северо-Западной Анатолии в 20 км от Мраморного моря. В Турции нет другого города с таким же количеством уникальных памятников османской архитектуры, поэтому Бурса внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XV—XVI вв. через Бурсу проходил Великий шелковый путь, а ее термальные источники Чекирже, на которых сейчас построены сотни хамамов и спа-комплексов, славились своими целебными свойствами еще в эпоху Византии. Старейший из сохранившихся и самый интересный из них — бани Eski kaplica — построен при Мураде I в XIV в.

Бани Eski kaplica (XIV в.)

Поселения на территории современной Бурсы существовали уже в 4000 г. до н. э. Выгодное географическое положение сделало выросший на их месте город желанной добычей для всех завоевателей, оказывавшихся в Анатолии. Аристотель и географ Страбон упоминают Бурсу как греческий город Киос. Со временем Киос становится частью Македонии, в 202 г. до н. э. — частью Вифинии и в честь ее правителя, царя Пруссия II, переименовывается в Прусу. Позже Пруса становится частью Римской империи, Византии, переживает сельджукскую оккупацию, походы крестоносцев, пока, наконец, в 1317 г. основатель Османской династии, Осман Гази, при поддержке своего сына Орхана не решает осадить город.

Осман I Гази — первый правитель Османского бейлика в Малой Азии (1299—1324)
Осман I Гази — первый правитель Османского бейлика в Малой Азии (1299—1324)
Орхан Гази — второй правитель Османского бейлика, (1324—1362), сын Османа I и отец Мурада I
Орхан Гази — второй правитель Османского бейлика, (1324—1362), сын Османа I и отец Мурада I

Пруса представляла собой хорошо укрепленную цитадель на возвышенности с жилыми кварталами внутри толстых крепостных стен (в настоящее время эта крепость, отреставрированная после землетрясения 1855 г., называется Bursa Kalesi, а некогда располагавшийся в ней квартал — Hisar). Армия же османских кочевников состояла главным образом из конных всадников, у нее не было пехоты и штурмовых орудий, поэтому, если ей не удавалось взять город с наскоку, она приступала к длительной осаде.

Конница Османской империи

Крепость Бурсы, современный вид
Крепость Бурсы, современный вид
Хорошо подготовленная Пруса продержалась почти 10 лет и сдалась в 1326 г., когда самого Османа уже не было в живых, а бразды правления перешли к его сыну Орхану. Орхан переименовал Прусу в Бурсу, сделал ее официальной столицей Османской империи, выстроил себе дворец в крепости, которую так долго не мог захватить, и уже через год начал чеканить в Бурсе первую османскую монету — акче.
Акче - первая серебряная монета Османской империи
Акче — первая серебряная монета Османской империи
С этого момента начинается расцвет Бурсы, развиваются торговля и ремесла, для строительства мечетей, медресе и хамамов в город приглашают лучших архитекторов, строителей и художников, работы которых (Зеленая мечеть, Зеленая гробница, Мечеть Улу-Джами, Мечеть Алаэддина, Часовая башня в Топхане и пр.) в наши дни входят в золотой фонд мировой архитектуры.
Часовая башня в Топхане (1906 г.)
Часовая башня в Топхане (1906 г.)

Мечеть Улу-Джами (1396–1400 гг.)
Мечеть Улу-Джами (1396−1400 гг.)

Зеленая гробница (1421 г.)
Зеленая гробница (1421 г.)
В 1402 г. столицу расширяющейся империи переносят в Эдирне (в то время — Адрианополь), но Бурса по сей день сохраняет статус важнейшего духовного, культурного и экономического центра Турции.

В городе отрыто 16 музеев, позволяющих составить представление об истории, культуре и ремеслах Бурсы.

Визитные карточки Бурсы

Шелк

Старинная традиция шелкоткачества и торговли шелком в Бурсе связана с тем, что город оказался на Великом шелковом пути. Сюда поступал шелк из Китая и Персии, отсюда же он переправлялся в Европу. В наши дни производство шелка — одна из основных отраслей в Бурсе. Фермеры и кооперативы выращивают тутового шелкопряда, а когда личинки формируют коконы, продают их в бывшем караван-сарае Коза Хан (1491 г.), что можно увидеть своими глазами, если приехать в Бурсу в июне или сентябре. Здесь же можно приобрести натуральные шелковые ткани и готовые изделия из них.

Демонстрация коконов тутового шелкопряда
Демонстрация коконов тутового шелкопряда

Рынок шелка Коза Хан (1491 г.)
Рынок шелка Коза Хан (1491 г.)

Кукольный театр теней «Карагёз и Хадживат»

Есть несколько версий, где именно зародился этот народный театр (Турция, Египет, Испания, Индия и остров Ява, Китай, Средняя Азия и др.), но оформился и приобрел популярность он в Бурсе в XVII в., после чего распространился по всей Османской империи. Двухмерные куклы делались из верблюжьей кожи, пропитывались маслом, раскрашивались и располагались позади экрана из ткани, на который с помощью специальной подсветки проецировались их цветные силуэты, которые и видел зритель.

Хадживат (слева) и Карагёз (справа)
Хадживат (слева) и Карагёз (справа)

Театр Карагёз
Театр Карагёз
Основу репертуара театра «Карагёз» составляли бытовые, комедийные и сатирические сценки с двумя центральными персонажами: плутом Карагёзом, постоянно попадающим в курьезные ситуации из-за романтических похождений, чрезмерного любопытства, простодушия и пр., и более хитрым и образованным Хадживатом. По одной из версий, прототипы этих персонажей жили в Бурсе в эпоху правления Орхана Гази, который однажды в пылу гнева приказал казнить шутников за то, что своими непрестанными комичными выходками они отвлекали рабочих от строительства мечети.

В последние десятилетия этот народный театр обрел второе дыхание: в Бурсе открыли музей театра «Карагёз», Карагёз и Хадживат появляются на фестивалях и улицах городов, выпускаются почтовые марки с их изображением, а в 2006 г. турецкий режиссер Эзель Акай снял про них фильм Hacivat Karagöz Neden Öldürüldü? (в английском прокате — Killing the Shadows).

Кадр из фильма Hacivat Karagöz Neden Öldürüldü
Кадр из фильма Hacivat Karagöz Neden Öldürüldü?

Танец «Кылыч Калкан»

Этот танец, изображенный на гербе Бурсы, появился во время 10-летней осады города войсками Османа и Орхана Гази. Уставшие от ожидания османские воины придумали забаву, призванную деморализовать наблюдающих за ними из-за стен византийцев и, наоборот, поднять боевой дух товарищей. Разделившись на группы по двое, четверо, шестеро или восьмеро, они начали играючи, как бы танцуя, сражаться на мечах («кылыч») и щитах («калкан»), выбивая ими определенный музыкальный ритм. За годы осады эти ритм и движения превратились в народный танец, получивший название «Кылыч калкан» и ставший элементом воинской подготовки юношей.

Современная версия танца появилась в XX в. благодаря деятельности уроженца Бурсы Мустафы Тахтакирана (1906−1973 гг.), который, не нарушая оригинальности движений танца, отточил его хореографию и вывел на уровень международных фестивалей, а в 1956 г. основал в родном городе Ассоциацию народного танца Bursa Kılıç Kalkan.

Танец «Кылыч Калкан»
Танец «Кылыч Калкан»

Искендер-кебаб

Его история началась в Бурсе в 1867 г., когда Искендер Эфенди, сын владельца одного из местных ресторанов, решил модернизировать процесс приготовления кебаба. Для начала он изменил способ подготовки мяса к обжарке: из него стали удалять кости и жилы, а оставшуюся мякоть мариновать в специях. Следующим шагом стало изменение конструкции гриля. В то время все жарили мясо на горизонтальном вертеле. Искендер сделал вертел вертикальным, что дало ряд преимуществ: позволило обжаривать мясо более равномерно, в процессе срезая мякоть тонкими ломтиками, которые теперь падали не в огонь, а в специально установленный поддон. Так Искендер изобрел способ обжарки мяса, который мы знаем под названием «донер-кебаб», а затем и оригинальный способ его подачи. Тонкую мясную стружку стали выкладывать на поджаренный лаваш, поливая растопленным сливочным маслом и томатным соусом, и подавать с йогуртом и острым зеленым перцем. Это блюдо и получило название «искендер-кебаб» (в честь автора рецепта), или «бурса-кебаб».

Искендер-кебаб
Искендер-кебаб

Kestane şekeri («кестане шекери», засахаренные каштаны)

Один из главных десертов Бурсы. Каштаны для него собирают в предгорьях Улудаг начиная с сентября. Чтобы приготовить кестане шекери каштаны варят, очищают от скорлупы, заворачивают в марлю и опускают в кипящий сахарный сироп. После пребывания в сиропе в течение суток каштан готов к употреблению. В наше время засахаренные каштаны стали покрывать шоколадом и другими глазурями. Этот десерт настолько прочно ассоциируется с Бурсой, что несколько лет назад Ведомство по патентам и товарным знакам Турции внесло его в так называемый список блюд с географической привязкой, официально закрепив за ним название Bursa Kestane Şekeri.

Самый известный десерт Бурсы Kestane şekeri
Самый известный десерт Бурсы Kestane şekeri

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *