Айвалык — небольшой живописный приморский город в Турции на побережье Эгейского моря с населением около 74 000 человек. В прошлом назывался Кидонис (греч. Κυδωνθες) и был населён преимущественно греками. Центр города соединен с островом Кунда дамбой и окружен архипелагом островов Айвалык, которые обращены к близлежащему греческому острову Лесбос.
Ещё в античные времена в этом регионе производилось большое количество оливкового масла. Данная специализация сохранилась при Османах. До сих пор трубы старых фабрик, где вырабатывали масло из оливок, можно увидеть в окрестностях города. В наше время производство этого продукта начало здесь возрождаться, но не в массовом формате, а «крафтовом».
История Айвалыка
От глубокой древности до Византии
Как любой уважающий себя город в Турции, Айвалык имеет давнюю историю, которая уходит своими корнями в самые незапамятные времена. Археологические исследования в регионе показали, что этот регион был заселён ещё в доисторическую эпоху. Упоминания древнего поселения на месте Айвалыка исследователи обнаруживают, например, античного историка Страбона.
Во всяком случае, в ходе раскопок были найдены артефакты, относящиеся к бронзовому и железному векам. Помимо металлических предметов, археологи обнаружили фрагменты керамики эпохи поздней «бронзы» и раннего"железа" века, относящиеся к эолийцам. Правда, следов городов в полном смысле этого слова они так и не смогли найти.
В эпоху античности около Айвалыка возникает небольшой город Пордоселене. Он был расположен на восточной стороне острова Кунда, недалеко от моря и играл, по всей видимости, заметную роль в прибрежной морской торговле. Все археологические данные оттуда относятся к классическому периоду и раннему Средневековью.
Что касается византийского периода, то постоянная угроза, исходившая от арабского и затем турецкого пиратства, препятствовала росту поселений на островах. Только остров Кунда мог поддерживать более-менее высокую плотность населения, поскольку это самый большой и ближайший к материку остров.
Эпоха Османов
В XIII веке Византийская империя потеряла контроль над районом будущего Айвалыка, который попал сначала под власть анатолийского бейлика Караси. Позже он был присоединен к территории Османского бейлика которое впоследствии стало Османской империей.
Османы смогли, хотя и далеко не сразу, покончить с пиратством в Эгейском море. Несмотря на то, что греческое христианское население региона оказалось под властью мусульманских правителей, оно обрело в это время богатство и процветание благодаря прекращению постоянных войн и пиратских набегов.
В 1770 году османский флот потерпел крупное поражение от Российской империи при Чешме. Османский адмирал Цезайирли Гази Хасан-паша и его люди, пережившие катастрофический разгром, на обратном пути в столицу нашли приют у греческого священника из Айвалыка.
Хасан-паша не забыл доброту, проявленную к его морякам в трудную минуту, и когда он стал великим визирем, он предоставил грекам Айвалыка фактическую автономию в 1773 году, проложив путь к тому, чтобы город стал важным культурным центром для этой общины в конце XVIII, XIX и начале XX веков. В целом до 1922 года Айвалык оставался почти полностью греческим поселением.Спокойная жизнь греческой общины Айвалыка была прервана за это время лишь однажды. Во время Греческого восстания и войны за независимость Греции 1821−1829 годов здесь высадились восставшие греки и нашли поддержку у местного населения. В ряде источников указывается, что это привело к убийству 1500 турок в окрестностях города. А когда османская армия смогла отбить Айвалык у повстанцев, то случилось встречное избиение греков.
Тем не менее, в 1891 году в Айвалыке проживало 21 666 греков и всего 180 турок. После Первой мировой войны город был на некоторое время снова занят греческими войсками, однако 15 сентября 1922 года турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка заняли город и вынудили противника отступить.
Далее последовала операция по обмену населением между Грецией и Турецкой республикой. В ходе её греческое христианское население Айвалыка отправилось за море, а на его место переселили греков-мусульман из Митилини (Лесбос), Крита и Македонии. По этой причине греческий язык долгие годы оставался здесь в ходу. И представители старшего поколения ещё до сиз пор его помнят.
Достопримечательности
Как собственно в Айвалыке, так и на Кунде сохранилось множество старых каменных домов, построенных уехавшим в 1920-х годах греческим населением. Их до сих пор часто называют «Рум Эвлери» (греческие дома). Здесь также сохранилось несколько больших и внушительных греческих православных церквей, некоторые из которых были преобразованы в мечети.
Находящаяся в центре города церковь Айос Яннис стала мечетью Саатлы Джами (мечеть с часами), а церковь Айос Йоргис (св. Георгия) стала мечетью Чинарлы Джами (мечеть под платанами). Ещё один храм, называемый Таксиархис Килисе (церковь архангелов), в настоящее время является музеем. Церковь Фанероманы (Аязма) находится в заброшенном состоянии.
На острове Кунда есть еще одна красивая церковь Архангелов. Скорее всего, она была когда-то очень важной для местной христианской общины. Там же на Кунде есть несколько мейхане, оформленных в традиционном греческом стиле, а также Таш-Кахве («каменная кофейня») с видом на гавань.
В чайхане Шайтанын Кахвеси («Дьявольская чайхана»), расположенной на задворках Айвалыка, царит такая же греческая атмосфера. Это место фигурировало, например, в турецком телесериале «Ики Яка бир Исмаил» («Два континента, один Исмаил»).
Как в самом Айвалыке, так и на острове Кунда есть красивые рыбацкие гавани, полные разноцветных лодок. В нескольких ресторанах подают папалину (малька), которая является местным фирменным блюдом.
Отели
В Айвалыке наибольший интерес представляют небольшие уютные бутик-отели, расположенные в старых греческих домах. Большинство из них работает в формате постель+завтрак. Рекомендуемые нами варианты:
- Villa Pietra Butik Otel
- Lunaria Guest House
- Cundaliş Otel
- Ayvalık Akan Pansiyon
- Ayvalık Rebetiko Otel