Античный город Смирна в Малой Азии и его история

Античный город Смирна в Малой Азии и его история

Смирна — древний город в Малой Азии, который непосредственно предшествовал современному турецкому Измиру. В эпоху античности он был одним из наиболее влиятельных и процветающих греческих полисов Малой Азии. Интересно, что небольшая община греков проживает здесь и по сей день.

В I веке н.э. Смирна стала одним из важнейших центров распространения христианства в регионе, о чём свидетельствует новозаветная книга Откровение Иоанна Богослова, где христианская община города упоминается среди 7 церквей Апокалипсиса. Согласно церковному преданию, апостол Иоанн был её непосредственным основателем.

География

Из-за высокой тектонической активности карта восточного побережья Эгейского моря в древности выглядела иначе, чем в наши дни. Одни участки суши поднимались, другие опускались. Например, соседний со Смирной Эфес когда-то находился на побережье и был портовым городом. А сейчас его руины отделяет от моря широкая полоска суши.

Старая и Новая Смирна во времена Древней Греции
Старая и Новая Смирна во времена Древней Греции
Тем не менее, как показали исследования Измирский залив, около которого возникла древняя Смирна, имел в древние времена примерно такие же очертания, как и сейчас. Гавань Измира, которая сейчас является второй по величине в Турции, оценили ещё мореходы древности, о чём говорят многочисленные археологические находки.

Хорошо защищённая от непогоды гавань с удобными якорными стоянками, по всей видимости, была ключевым преимуществом, которое обеспечило процветание Смирны на протяжение нескольких тысячелетий.

Древнейшая история Смирны

Территория вокруг города была заселена уже в незапамятные времена. В частности, в местечке Ешильова-Хёюк (тур. Yeşilova Höyük) были найдены следы неолитического поселения, которое существовало между 6500 и 4000 годами до н.э. В настоящий момент невозможно установить, является ли Смирна преемственным по отношению к нему.

В III тысячелетии до н.э. на берегу Измирского залива возникло следующее поселение, которое в настоящий момент носит название Старая Смирна. Оно находилось на небольшом полуострове, соединенном с материком узким перешейком в северо-восточном углу внутренней части залива, на краю плодородной равнины у подножия горы Яманлар.

По всей видимости, Старая Смирна самым крупным и господствующим поселением в данной местности. К 1500 году до н.э. область попала в вассальную зависимость от Хеттского царства. После нашествий «народов моря» около 1200 году до н.э., опустошивших Трою VII и земли хеттов, Старая Смирна пришла в упадок.

Около 1000 года до н.э. здесь начали расселяться эолийцы, прибывшие из европейской части Греции, откуда их вытесняли в то время дорийцы. Несколько позже к ним присоединились ионийцы. С этого времени здесь распространяется керамика греческого типа, что явно указывает на происхождение новых обитателей Смирны.

Самый старый обнаруженный археологами дом датируется 925−900 годами. Несмотря на то, что он был построен из сырого кирпича, остатки дома довольно неплохо сохранились. Было выяснено, что строение имело тростниковую крышу и состояло из одной сравнительно небольшой комнаты площадью 2.45×4 м.

Принято считать, что именно в Старой Смирне родился Гомер, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Во всяком случае, среди других семи городов-претендентов на место рождения легендарного поэта именно Смирна, а также остров Хиос считаются наиболее реальными.

Смирна времён Гомера представляла собой довольно большой по меркам архаической Греции город с населением около 1000 человек. Его окружала стена из кирпича-сырца, за пределами которой простирались поля с виноградниками и оливковыми рощами. Также за городской чертой находились мастерские гончаров и каменотёсов.

Старая Смирна находилась в устье небольшой реки Герм у истоков глубокого морского рукава, уходившего далеко вглубь страны. Это позволило греческим торговым судам заходить в сердце Лидии, сделав город частью важного торгового пути, который связывал центральную Анатолию с бассейном Эгейского моря.

В VII веке до нашей эры Смирна уже достигла могущества и великолепия. Один из важнейших торговых путей того времени, ведущих из центра Анатолии, спускался по долине Герма мимо Сардиса, а затем проходит к югу от горы Сипил, пересекал невысокий перевал в долину, где как раз и находилась Смирна лежит между горами и морем.

Когда же гавани соседних Эфеса и Милета начали мелеть и заиливаться, то Смирна стала крупнейшим портом ионической Греции, не имеющим соперников. Главным святилищем Старой Смирны был храм Афины, возведённый в 640−580 годах до н. э. и частично реконструированный в наши дни.

Руины храма Афины
Руины храма Афины
Смирна времён классической Греции имела чёткую планировку, которую обычно называют Гипподамовой системой. Её отличают прямые улицы, мощёные камнем, вытянутые с севера на юг и с запада на восток, которые пересекаются под прямым углом. В ходе раскопок были обнаружены остатки двухэтажных домов со множеством комнат.

Первый расцвет Смирны был прерван лидийским завоеванием, которое осуществил царь Алиатт, правивший в 610—600 годах до н.э. В 545 году до н. э. город захватил персидский царь Кир Великий, после чего Старая Смирна на долгое время практически пропадает из хроник.

Новая Смирна

Следующий расцвет города случился в эпоху эллинизма. Александр Македонский, отвоевав у персов Малую Азию, задумал восстановить греческий город по схеме, которая, по мнению Страбона, фактически была осуществлена при Антигоне Одноглазом (316−301 до н. э.) и Лисимахе (301−281 до н. э.), которые расширили и укрепили город.

Этот город известен под условным названием Новая Смирна. Его ядро находилось склонах округлого холма, который греки называли Пагос, недалеко от юго-восточного края Измирского залива, а также частично на низине между холмом и морем. В настоящий момент здесь располагается музей под открытым небом Агора.

агра смирны в настоящее время - музей под открытым небом
Агора смирны в настоящее время — музей под открытым небом
Разрушенный акрополь древнего города, называемый «корона Смирны», находился на крутой вершине высотой около 380 метров, нависающей над северо-восточной оконечностью залива. На западе естественной границей города был холм, ныне именуемый Дейрмен-Тепе, с руинами храма на вершине. Стены Лисимаха пересекали вершину этого холма.

Новая Смирна имела две гавани. Внешняя гавань представляла собой просто открытый рейд залива, используемый для судоходства и в наши дни, а внутренняя представляла собой небольшую котловину с узким входом, которую частично засыпали по приказу Тамерлана в 1402 году.

Раскопки старой Смирны
Раскопки старой Смирны
Улицы города были широкими, хорошо вымощенными и пересекались под прямым углом. Многие были названы в честь храмов. Например, главная улица, названная Золотая, пересекала город с запада на восток, начиная, вероятно, от храма Зевса Акрайоса, где находилась, по преданию, позолоченная статуя древнегреческого бога.

К началу II века до н.э. Смирна попала в орбиту влияния Пергамского царства, однако в 197 г. до н.э. внезапно разорвала связи с его правителем Евменом и стала ориентироваться на Рим. Для демонстрации особой лояльности Риму в Смирне был даже учреждён культ Рима обожествлённого, который был принят вскоре и в самом Вечном городе.

Смирна окончательно вошла в состав Римской республики в 133 г. до н.э., когда последний царь Пергама, Аттал III, умер, не оставив наследника. По его завещанию, все пергамские земли, включая Смирну, передавались римлянам. Сенат учредил на его месте провинцию Азия. Смирна, как крупный морской порт, стала играть там едва ли не ведущую роль.

Римское время

Во времена поздней республики и империи Смирна соперничала с Эфесом и Пергамом за статус «первого города Азии». В это время она была многолюдным городом, имевший пёстрое в этническом плане население. В частности, здесь возникла крупная еврейская община, через которую в город, по всей видимости, проникло христианство.

Как уже говорилось в начале, христианская община Смирны упоминается в Откровении Иоанна Богослова:

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. — Откр. 3.8−10.

Святой Игнатий Антиохийский посетил Смирну и позже написал письма ее епископу Поликарпу. Толпа евреев и язычников подстрекала к мученической смерти Поликарпа в 153 году н.э. Святой Ириней, слышавший Поликарпа еще мальчиком, вероятно, был уроженцем Смирны.

Согласно преданию, основателем общины христиан Смирны был лично св. Иоанн Богослов. Если верить Тертуллиану и других значимым авторам эпохи раннего христианства, смирнская церковь имела апостольскую преемственность. Местные христиане придерживались некоторых еврейских обычаев, например соблюдали субботу.

После разрушительного землетрясения в 178 году Смирна была перестроена на римский манер при императоре Марке Аврелии. Элий Аристид написал письмо Марку Аврелию и его сыну Коммоду, предлагая им стать новыми основателями города. Бюст жены императора Фаустины, который стоял на второй арке западной стены, подтверждает этот факт.

Постепенный упадок Смирны начался после основания Константинополя, который замкнул на себя основные торговые маршруты между Европой и Азией. С этого момента её порт, несколько веков бывший главными морскими воротами Малой Азии, потерял своё значение, и сюда всё реже заходили суда.

Смирна в эпоху Византии

В V—VI вв.еках Смирна продолжала оставаться довольно крупным экономическим и религиозным центром. Однако город начал уменьшаться в размерах и не мог уже позволить себе серьёзное монументальное строительство. По счастливой случайности он избежал разорения во время войн с Сасанидами и арабами в VII—VIII вв.еках.

Восточные завоеватели смогли добраться до Смирны только в 1084 году, когда город захватили турки-сельджуки во главе с полководцем Цахасом. В течение нескольких лет они использовали его как базу для морских набегов, пока 1102 году город не вернул под власть Константинополя византийский генерал Иоанн Дука.

После захвата крестоносцами в 1205 году Константинополя Смирну на короткое время прибрали к рукам рыцари-иоаниты, в то время базировавшиеся на Родосе. Греки вскоре вернули город себе, когда он вошёл в состав Никейской империи, одного из осколков некогда могучей Византии.

Правда, за это пришлось весьма дорого заплатить: помощь в освобождении Смирны никейцам оказали генуэзцы, которые получили широчайшие торговые привилегии и фактически подмяли под себя всю местную торговлю. Значительная часть города лежала в руинах, а денег на восстановление у греков уже не хватало.

В дальнейшем Смирна стала «переходящим призом» в борьбе между различными тюркскими эмирами, генуэзцами и крестоносцами. Победу одержали в итоге правители бейлика Айдын. В 1402 году Смирну захватил и разграбил Тамерлан в ходе своего похода против османского султана Баязида I, после чего последовало несколько веков запустения.

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *