Античный город Пергам (Пергамон), жемчужина западной Турции

Античный город Пергам (Пергамон), жемчужина западной Турции

Пергам, он же Пергамон или Пергамос — один из наиболее известных и хорошо сохранившихся античных городов на территории современной Турции. В эпоху эллинизма он являлся столицей Пергамского царства и входил в число важнейших политических культурных центров греческого мира.

На протяжение своей истории Пергам пережил несколько периодов взлёта и падений, которые оставили после себя множество исторических достопримечательностей. В настоящий момент территория античного города превращена в музей под открытым небом, который является одним из наиболее посещаемых объектов такого рода в Турции.

География

Пергамон находится в Малой Азии на северном краю равнины Кайкус в историческом регионе Мисия на северо-западе современной Турции. В этом месте река Кайкус прорывается через окружающие горы и течет по широкой дуге на юго-запад в сторону Эгейского моря.

У подножия горного хребта на севере, между реками Селинус и Цетиус, находится массив Пергамон, который представляет собой столовую гору-останец и возвышается на 335 метров над уровнем моря. Место находится всего в 26 км от моря, но равнина Кайкус не открыта к морю, так как прямой выход из неё преграждает массив Карадаг.

В результате этот район, где возник город Пергам, больше похож на внутренние земли Анатолии, чем на внешние. В эллинистические времена город Элая в устье Кайкуса служил портом Пергамона. Климат здесь средиземноморский с сухим периодом с мая по август, что является обычным для западного побережья Малой Азии.

Долина Кайкус в основном сложена из вулканическими породами, в частности андезитом. Массив Пергамон, на котором возник в древности город и последствие находился его акрополь, имеет ширину около 1 км и длину около 5.5 км с севера на юг. Он состоит из широкого, вытянутого основания и относительно небольшой плоской вершины.

Сторона, обращенная к реке Цетиус, представляет собой острый утес, в то время как сторона, обращенная к Селинусу, имеет неровный склон. С северной стороны скала образует скальный отрог шириной 70 м. К юго-востоку от этого отрога, известного как «Сад королевы», массив достигает своей наибольшей высоты и затем резко обрывается.

Верхний город в Пергамоне находился на плоской вершине, которая простирается еще на 250 м к югу, но при этом является очень узкой, имея ширину всего 150 м. На южном конце массив постепенно понижается, расширяясь примерно до 350 метров, а затем спускается на равнину по направлению к юго-западу.

В настоящий момент на вершину холма Пергамон ведёт канатная дорога
В настоящий момент на вершину холма Пергамон ведёт канатная дорога

История Пергама

Ранний и классический период

По всей видимости, город возник ещё в архаическом периоде, на что указывают археологические находки, в особенности фрагменты керамики, явно происходящих из восточной Греции и Коринфа, которые датируются концом VIII века до н.э. При этом свидетельств существования Пергама в бронзовом веке пока не было обнаружено.

Самое раннее упоминание о Пергаме в литературных источниках содержится в «Анабасисе» Ксенофонта, поскольку описанный там поход Десяти тысяч завершился именно в Пергаме в 400 или 399 г. до н.э.

Карта путешествия греческих наёмников из Анабасиса
Карта путешествия греческих наёмников из Анабасиса
Ксенофонт, который называет город Пергамосом, передал остаток своих греческих войск (около 5000 человек, согласно Диодору) Фиброну, который планировал экспедицию против персидских сатрапов Тиссаферна и Фарнабаза, в этом месте в марте 399 г. до н.э.

В это время Пергам находился во владении семьи Гонгилоса из Эретрии. Гонгилос был греком, благосклонно относившимся к империи Ахеменидов. Он нашел убежище в Малой Азии и получил территорию Пергама от Ксеркса I. Сам Ксенофонт был принят его вдовой Элладой.

В 362 г. до н.э. Оронт, сатрап Мизии, использовал Пергам в качестве своей базы для неудачного восстания против Персидской империи. Только благодаря походу Александра Македонского на восток Пергам и прилегающая территория были выведены из-под контроля персов.

Археологи нашли мало следов доэллинистического города, так как в последующий период рельеф местности был значительно изменен, а сооружение широких террас повлекло за собой удаление почти всех более ранних построек. Предполагается, что части храма Афины, а также стены и фундаменты алтаря в святилище Деметры относятся к IV веку до н.э.

Пергам в эпоху эллинизма

Лисимах, один из сподвижников Александра Македонского, провозгласивший себя царём Фракии, завладел Пергамом в 301 г. до н.э. Его наместник Филетер значительно расширил и перестроил город. В 281 г. до н.э. Фракийское царство распалось, и Филетер стал независимым правителем, основав династию Атталидов.

Его семья правила Пергамом с 281 по 133 г. до н.э.:

  • Филетер 281−263
  • Эвмен I 263−241
  • Аттал I 241−197
  • Эвмен II 197−159
  • Аттал II 159−138
  • Аттал III 138−133

Изначально Филетэр контролировал только сам Пергам и его ближайшие окрестности, однако впоследствие город приобрел много новых территорий при Эвмене I. В частности, после битвы при Сардах в 261 г. до н.э. против Антиоха I, Эвмен смог присвоить себе территорию вплоть до побережья и немного вглубь страны.

Несмотря на значительное увеличение своих владений, Эвмен не принял царского титула. В 238 г. его преемник Аттал I победил племя галатов, которому Пергам платил дань при Эвмене I. После этого Аттал объявил себя царём теперь уже полностью независимого Пергамского царства.

Акрополь Пергама
Акрополь Пергама
Атталиды стали одними из самых верных союзников Рима в эллинистическом мире. Аттал I вступил в союз с Римом против Филиппа V Македонского во время Первой и Второй Македонских войн. Благодаря разгрому Македонии в обеих кампаниях влияние Пергама в регионе существенно усилилось.

В войне Рима с Селевкидами Пергам присоединился к римской коалиции против Антиоха III и был вознагражден почти всеми бывшими владениями Селевкидов в Малой Азии согласно Апамейскому миру в 188 г. до н.э. Таким образом, территории царства достигли своего наибольшего размера.

Эвмен II снова поддержал Рим в Третьей Македонской войне, однако на этот раз до римлян дошли слухи о том, что он вел тайные переговоры с их противником Персеем Македонским. На этом основании Рим отказал Пергамону в какой-либо награде и попытался заменить Эвмена будущим Атталом II, который, впрочем, не проявил большой лояльности римлянам.

Эти инциденты стоили Пергамону его привилегированного статуса у Римской республики, которая больше не предоставила ему никаких дополнительных территорий. Тем не менее, при братьях Эвмене II и Аттале II Пергам достиг своего наивысшего расцвета и был стал одним из наиболее эффектных городов своего времени.

В течение длительного периода после своего основания Филетером, Пергам имел примерно одни и те же размеры — около 21 га. После 188 г. до н.э. была возведена новая городская стена длиной 4 км (2,5 мили), охватывающая территорию около 90 га. Целью Атталидов было создание «вторых Афин», культурного и художественного центра греческого мира.

Они переделали свой Акрополь по образцу Акрополя в Афинах, а Пергамская библиотека была известна как вторая после Александрийской библиотеки. Пергам также стал ведущим центром производства пергамента — материала для письма из недублёной сыромятной кожи животных, который был альтернативой египетскому папирусу.

Согласно легенде, его изобрели в Пергаме, чтобы обойти монополию Птолемеев на производство папируса. Считается, что пергамцы совершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. н. э. — pergamena).

Сохранившиеся эпиграфические документы показывают, как Атталиды поддерживали рост городов, приглашая к себе искусных ремесленников и списывая налоги. Они позволяли греческим городам в своих владениях сохранять номинальную независимость и отправляли дары в греческие культовые места, такие как Дельфы, Делос и Афины.

Два брата Эвмен II и Аттал II демонстрировали главную отличительную черту Атталидов: ярко выраженное чувство семьи без соперничества или интриг, что было редкостью среди эллинистических династий. Аттал II даже носил эпитет «Филадельфос», «тот, кто любит своего брата».

Когда Аттал III умер, не оставив наследника в 133 г. до н.э., он завещал всё Пергамское царство Риму. Это было оспорено Аристоником, который утверждал, что является братом Аттала III, и возглавил вооруженное восстание против римлян с помощью Блоссия, известного философа-стоика.

Некоторое время ему способствовала удача. В частности, он разбил армию римлян и убил римского консула П. Лициния Красса. Однако Аристоник был побежден в 129 г. до н.э. консулом М. Перперной. Территория царства Атталидов была разделена между Римом, Понтом и Каппадокией. Большая часть Пергама стала новой римской провинцией Азия.

Сам город был объявлен свободным и некоторое время служил столицей провинции, прежде чем этот статус отошёл к Эфесу. В 88 г. до н.э. Митридат VI Евпатор сделал Пергам своей основной базой в войне против Рима, в которой он потерпел поражение. Одержавшие победу римляне лишили Пергам всех его преимуществ и статуса свободного города.

Пергам под властью Рима

В первые годы после окончательного присоединения к владениям Рима положение Пергама было достаточно тяжёлым. Город был обязан выплачивать регулярную дань, размещать и содержать римские войска, а имущество многих жителей было конфисковано в качестве наказания за поддержку Митридата VI.

С другой стороны, привозимые в Рим пергамские товары были среди предметов роскоши, которыми наслаждался Лукулл и другие представители столичной аристократии. Члены элиты Пергама, особенно Диодор Паспар в 70-х гг. до н.э., использовали свои личные владения для поддержания хороших отношений с Римом, выступая в качестве меценатов, финансируя проекты по развитию города.

В ранней империи Пергам все еще оставался известным городом Малой Азии и был местом проведения конвента (регионального собрания). Город первым в регионе стал местом осуществления императорского культа. Плиний Старший называет город самым важным в провинции.

Некоторые представители пергамской аристократии в I веке н.э. смогли сделать успешную карьеру в самом Риме и достигнуть высших кругов власти. Одним из таковых был Авл Юлий Квадрат, который дважды избирался консулом: в 94 и 105 годах. При этом римские императоры долго не выделяли средства на благоустройство города.

Только при Траяне и его преемниках была проведена комплексная перестройка и реконструкция Пергама, в ходе которой у подножия Акрополя появился целый римский «новый город». Адриан возвел город в ранг метрополии в 123 году и тем самым возвысил его над соседними Эфесом и Смирной.

Алтарь в Пергаме (фрагмент)
Алтарь в Пергаме (фрагмент)
В течение «Золотого века» Римской империи в Пергаме была реализована амбициозная строительная программа, в рамках которой там возвели пышные храмы, стадион, театр, огромный форум и амфитеатр, а существовавшее на границе города святилище Асклепия (бога врачевания) было расширено до настоящего «санатория» по меркам античности.

Последнее обрело известность далеко за пределами Малой Азии и считалось одним из самых известных лечебных центров римского мира. Пергам стал одним из популярных центров античного туризма, чему способствовала развитая сеть римских дорог и наличие заметного слоя состоятельных людей, которые могли позволить себе путешествие.

В середине II века Пергам являлся одним из крупнейших городов провинции Азия и, по некоторым оценкам, имел население около 200 000 жителей. Гален, один из наиболее известных врачей древности, помимо Гиппократа, родился в Пергаме и получил свое раннее образование в Асклепионе.

В начале III века Каракалла в очередной раз поднял статус города, однако империя уже начала входить в затяжной кризис. Экономическая мощь Пергама стала ослабевать. Серьёзный удар городу нанесло разрушительное землетрясение 262 году, за которым последовало разграбление его готами, переправившимся через пролив из Фракии.

Христианство в Пеграме

Город был одним из очагов христианства в Малой Азии, о чём свидетельствуют строки новозаветной книги Откровения Иоанна Богослова:

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Откр. 2.12−16.

Отсюда можно сделать вывод, что раннехристианская община в Пергаме являлась неоднородной. В частности, среди её членов были николаиты — последователи диакона Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Св. Климент Александрийский говорил, что николаиты предавались плотской нечистоте, оправдывая свое поведение тем, что тело должно быть поругано.

Согласно Ветхому Завету, старец Валаам, научил Валака, царя Моавитского и Мадиамского, посылать к евреям моавитянок и мадиамитянок для обольщения избранного народа и склонения его к идолопоклонству. Валак последовал сему совету, и множество евреев впали в преступление, увлеченные блудом и сладострастием. Автор Откровения сравнивает никоалитов с последователями Валаама, так как они занимались одним и тем же.

Первым епископом Пергама, согласно христианской традиции, был упомянутый в Откровении св. Антипа, «верный свидетель Мой». Считается, что его рукоположил лично апостол Иоанн. Антипа стал жертвой раннего столкновения между последователями языческого культа Сераписа и христианами.

Согласно житию св. Антипы, разъяренная толпа сожгла епископа заживо перед храмом Сераписа внутри медной курильницы в форме быка, которая представляла бога-быка Аписа. Его мученичество входит в число первых, зафиксированных в христианской истории, что подчеркивается прямо в Писании (см. цитату выше).

Пергам во времена Византии

В IV веке город пережил кратковременный подъём и восстановился после разрушений и кризиса III века. Однако ухудшение общей ситуации в империи привело в итоге к дальнейшему упадку. В частности, Пергам не обошла стороной пандемия Юстиниановой чумы (551—580 года).

В 663/664 г. годах Пергам был впервые захвачен арабами в ходе набега. Постоянная арабская угроза привела к тому, что поселение «съёжилось» в районе акрополя, который император Констант II (правил в 641−668 годах) укрепил стеной толщиной 6 метров (20 футов), для постройки которой разбирали помпезные здания римской эпохи.

В средневизантийский период Пергам стал частью Фракийской фемы, а со времен Льва VI Мудрого (годы правления 886−912) — фемы Самос. Источники VII века свидетельствуют о существовании армянской общины в Пергаме, вероятно, образованной из беженцев от арабского завоевания. Из её среды вышел император Филиппик (711−713).

В 716 году Пергам оказался снова захвачен и разграблен арабами, на этот раз армией Масламы ибн Абд аль-Малика. Город пришлось снова восстанавливать, перестраивать и укреплять, чем византийцы и занялись после того, как арабы сняли осаду Константинополя (717−718 годы). Период процветания сменился эпохой выживания.

Пергам в очередной раз пострадал от вторжений во второй половине XI века, когда после после битвы при Манцикерте турки-сельджуки начали стремительно продвигаться вглубь Анатолии и вскоре вышли к самому Эгейскому морю. На какое-то время византийцы потеряли контроль над Пергамом, вернуть его получилось только с помощью крестоносцев.

Новые нападения Сельджуков в 1109 и 1113 годах в значительной степени разрушили город, который восстановил только император Мануил I Комнин (правил в 1143—1180 годах) около 1170 года. Вероятно, он стал столицей новой фемы Неокастра. При Исааке II Ангеле (правил в 1185—1195 годах) местная епархия была повышена до митрополии.

После разграбления Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода Пергам стал частью Никейской империи. Когда будущий император Феодор II Ласкарис (правил в 1254—1285 годах) посетил Пергам в 1250 году, ему показали дом Галена.

При этом он увидел, что театр был разрушен. За исключением стен, на которые Феодор обратил некоторое внимание, только своды над Селинусом показались ему достойными внимания. Памятники Атталидов и римлян к этому времени представляли собой лишь разграбленные руины.

С расширением анатолийских бейликов Пергам был включен в состав владений Карасидов вскоре после 1300 года, а затем завоеван Османским бейликом. В дальнейшем османский султан Мурад III приказал перевезти две большие алебастровые урны из руин Пергама и разместить их по двум сторонам нефа в соборе Святой Софии в Стамбуле.

В целом можно сказать, что в XIV веку Пергам прекратил своё существование как город, на что указывает, например, свидетельство Ибн-Батутты, который посетил его в 1337 году и увидел лежащим в руинах. Лишь только цитадель на вершине холма Пергамон поддерживалась турками в рабочем состоянии в силу своей стратегической важности.

В настоящий момент рядом с руинами Пергама существует турецкий город Бергама, который «позаимствовал» название у своего античного предшественника. Однако его возникновение относится к XIX веку. До этого здесь несколько веков существовали лишь отдельные деревни посреди древних развалин.

История археологических исследований

В отличие от многих других античных городов Малой Азии, пришедших в упадок в Средние века, Пергамон не был забыт на Западе. Начиная с Чириако де Пицциколли в XV веке, все больше путешественников посещали это место и публиковали свои отчеты о нем.

Наиболее известное описание города принадлежит Томасу Смиту, который отправился в Левант в 1668 году и оставил столь исчерпывающий отчёт о посещении Пергамона, что великие путешественники XVII века Якоб Спон и Джордж Уилер не смогли добавить к нему ничего существенного в своих собственных трудах.

В конце XVIII века эти визиты были подкреплены научным стремлением к исследованиям, воплощенным Мари-Габриэлем-Флораном-Огюстом де Шуазель-Гуффье, путешественником по Малой Азии и французским послом в Оттоманской Порте в Стамбуле с 1784 по 1791 год.

В начале XIX века Шарль Роберт Кокерель составил подробный отчет о своей поездке в Пергам, а Отто Магнус фон Штакельберг сделал важные наброски. Правильное многостраничное описание с планами, фасадами и видами города и его руин впервые было сделано Шарлем Тексье, когда он опубликовал второй том своего «Описания Азии».

В 1864—1865 годах немецкий инженер Карл Хуманн впервые посетил Пергам. Для строительства дороги из Пергама в Дикили, для которой он провел планировочные работы и топографические исследования, он вернулся в 1869 году и начал интенсивно заниматься наследием города.

В 1871 году он организовал там небольшую экспедицию под руководством Эрнста Курциуса. В результате этого короткого, но интенсивного исследования были обнаружены два фрагмента большого фриза, которые были доставлены в Берлин для детального анализа, где они вызвали некоторый интерес.

Не вполне ясно, кто связал эти фрагменты с Большим алтарем в Пергаме, упомянутым Луцием Ампелием. Однако когда археолог Александр Конце взял на себя руководство отделом древней скульптуры в Королевских музеях Берлина, он быстро инициировал программу раскопок и защиты памятников, связанных со скульптурой, которые, как предполагалось, включали Большой алтарь.

В результате этих усилий Карлу Хуманну, который проводил раскопки в Пергаме в течение предыдущих нескольких лет и обнаружил, в частности, архитравную надпись храма Деметры в 1875 году, было поручено провести работы в районе алтаря Зевса в 1878 году, где он продолжал работать до 1886 года.

С одобрения Османской империи обнаруженные там рельефы были перевезены в Берлин, где в 1907 году для них открыли специальный Пергамский музей. Работу продолжил Конце, который стремился к максимально полному раскрытию и исследованию исторического города и цитадели, насколько это было возможно.

За ним следовал историк архитектуры Вильгельм Дёрпфельд с 1900 по 1911 год, который был ответственен за самые важные открытия. Под его руководством были обнаружены Нижняя Агора, Дом Аттала, Гимнасий и Святилище Деметры.

Раскопки были прерваны Первой мировой войной и возобновились только в 1927 году под руководством Теодора Виганда, который оставался на этом посту до 1939 года. Он сосредоточился на дальнейших раскопках верхнего города, Асклепиона и Красной базилики.

Вторая мировая война также вызвала перерыв в работе в Пергаме, который продолжался до 1957 года. С 1957 по 1968 год Эрих Берингер работал в частности над Асклепионом, но также выполнил важную работу по нижнему городу в целом и выполнил изыскательские работы, которые расширили знания о сельской местности вокруг города.

В 1971 году, после короткого перерыва, Вольфганг Радт сменил его на посту руководителя раскопок и направил основное внимание на исследования жилых зданий Пергама, а также на технические моменты, такие как система управления водными ресурсами города, которая поддерживала население в 200 000 человек в период расцвета

Он также проводил проекты по сохранению, которые имели жизненно важное значение для сохранения материальных остатков Пергама. С 2006 года раскопки возглавлял Феликс Пирсон.

Большая часть находок с раскопок в Пергаме до Первой мировой войны была вывезена в Пергамский музей в Берлине, а меньшая часть — в Стамбульский археологический музей после его открытия в 1891 году. После Первой мировой войны был открыт Бергамский музей, куда поступили все находки, обнаруженные с тех пор.

В мае 2022 года археологи объявили об открытии 1800-летней хорошо сохранившейся геометрической мозаики пола вокруг Красной базилики.

Достопримечательности Пергама

Пергамский алтарь

Большой алтарь был реконструирован немецкими учёными в настоящий момент является экспонатом Пергамского музея в Берлине. Предполагается, что он был посвящен Зевсу и Афине. Основание алтаря все еще находятся в Верхнем городе. Предполагается, что именно его автор Откровения называет «престолом Сатаны».

Основание Пергамского алтаря
Основание Пергамского алтаря

Театр

Театр Пергамона имеет один из самых крутых наклонов среди античных театров. Он мог вместить до 10 000 человек на своих 78 рядах сисдений. По данным исследователей, театр был построен в III веке до н.э., относясь таким образом к «золотому веку» Пергама времён правления династии Атталидов.

Руины пергамского театра
Руины пергамского театра

Храм Траяна (Трайанеум)

На самой высокой точке цитадели находится храм божественного Траяна. Храм также называют храмом Зевса Филиоса, поскольку в нем поклонялись и Зевсу, и Траяну, причем первый делил его со вторым, а не наоборот. Храм расположен на подиуме высотой 2.9 метра на вершине сводчатой террасы.

Храм Траяна (Трайанеум)
Храм Траяна (Трайанеум)

Храм Диониса

В Пергаме Дионис имел эпитет Категемон, что означает «проводник». Он почитался здесь уже в последней трети III века до н.э., когда Атталиды сделали его главным богом своей династии. Во 2-м веке до н. э. Эвмен II, вероятно, построил храм Диониса в северной части террасы театра.

Храм Диониса
Храм Диониса в Пергаме

Храм Афины

Самый старый храм Пергама — святилище Афины IV века до н.э. Это был обращенный на север дорический периптерный храм с шестью колоннами на короткой стороне и десятью на длинной стороне и целлой, разделенной на две комнаты. Фундаменты размером около 12,70×21,80 метров все еще видны сегодня.

Остатки храма Афины
Остатки храма Афины

Пергамская библиотека

Библиотека Пергама была второй по величине в древнегреческом мире после Александрийской библиотеки, содержащей не менее 200 000 свитков. Местоположение здания библиотеки не определено. После раскопок 19 века ее обычно идентифицировали как пристройку к северной стое святилища Афины в Верхней цитадели, построенной Эвменом II. Однако надписи в гимназии, в которых упоминается библиотека, могут указывать на то, что здание располагалось в этом районе.

Гимнасий

Большая площадь гимназия была построена во II веке до н. э. на южной стороне Акрополя. Она состояла из трех террас, с главным входом в юго-восточном углу самой нижней террасы. Самая нижняя и южная терраса небольшая и почти свободна от построек. Она известна как Нижний гимнасий и была идентифицирована как гимназия для мальчиков.

Гимнасий в Пергаме

Средняя терраса была около 250 метров в длину и 70 метров в ширину в центре. На ее северной стороне находился двухэтажный зал. В восточной части террасы находился небольшой храм в коринфском ордере. Крытый стадион, известный как «Подвальный» стадион, расположен между средней террасой и верхней террасой.

Святилище Геры

Святилище Геры Базилеи («Царицы») располагалось к северу от верхней террасы гимнасия. Его структура располагалась на двух параллельных террасах, южная — на высоте около 107.4 метров над уровнем моря, а северная — на высоте около 109.8 метров над уровнем моря.

Святилище Геры

Храм Геры располагался в середине верхней террасы, обращенный на юг, с 6-метровой экседрой на западе и зданием, функция которого совершенно неясна, на востоке. Две террасы были соединены лестницей из одиннадцати ступеней шириной около 7.5 метров, спускающейся с передней части храма.

Святилище Деметры

Святилище Деметры занимало площадку 50×110 метров на среднем уровне южного склона цитадели. Оно считается одной из самых старых построек в городе, наличие которой можно проследить от IV века до н.э.

Святилище Деметры
Святилище Деметры

Святилище Асклепия (Асклепион)

Святилище бога врачевания Асклепия располагается в 3 километрах к югу от Акрополя в долине, находится святилище Асклепия. К святилищу можно было добраться по священному пути с колоннадой длиной 820 метров. В этом месте люди, имеющие проблемами со здоровьем, могли искупаться в воде священного источника, а во сне пациентам являлся Асклепий в видении, чтобы рассказать им, как вылечить их болезнь.

Туннель, ведущий в Асклепион в Пергаме
Туннель, ведущий в Асклепион в Пергаме
Археология выявила множество даров и посвящений, которые люди делали после исцеления, например, небольшие терракотовые части тела, несомненно, представляющие то, что было исцелено. Гален, самый известный врач Древней Римской империи и личный врач императора Марка Аврелия, много лет работал в пергамском Асклепионе.

Храм Сераписа (Красная базилика)

Другим примечательным сооружением древнего Пергама является большой храм египетского бога Сераписа (и/или Изиды), известный сегодня как Красная базилика, стоящий, примерно в 1 км к югу от Акрополя. Он состоит из главного здания и двух круглых башен внутри огромного теменоса или священной зоны.

Руины Красной базилики в Пергамоне
Руины Красной базилики в Пергамоне

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *