Что смотреть в Памуккале кроме самого Памуккале

Что смотреть в Памуккале кроме самого Памуккале

Белоснежные террасы — травертины Памуккале не нуждаются в специальном представлении. Они давно стали одной из самых популярных туристических достопримечательностей Турции, куда ежегодно устремляются буквально миллионы гостей из самых разных стран.

При этом террасы Памуккале являются частью природно-исторического заповедника, который включает в себя территорию античного города Иераполиса, где можно увидеть крупнейший некрополь римского времени в Турции, отлично сохранившийся греческий театр, руины мартирия апостола Филиппа, храма Аполлона и святилища Плутона.

Впрочем, на этом набор интересных мест вокруг Памуккале далеко не заканчивается.

Античный город Лаодикея

Если вам не хватило древностей в Иераполисе или они показались вам недостаточно монументальными, то совсем рядом с Памуккале находится ещё один античный город — Лаодикея, известный в первую очередь благодаря упоминанию в Откровении Иоанна Богослова как место расположения одной из Семи церквей Апокалипсиса.

В эпоху эллинизма и Римской империи Лаодикея была богатым и процветающим городом, который лежал на важном торговом маршруте и был окружён рядом других значимых древних городов. Основал его царь Антиох II Теос из династии Селевкидов. Город был назван в честь его жены Лаодики.

Лаодикея

Интересно, что в Лаодикее практически с самого момента основания существовала большая еврейская диаспора. Согласно античным хроникам, Антиох перевез 2000 еврейских семей во Фригию из Вавилонии, многие из которых были размещены именно в недавно построенном городе.

Вскоре Лаодикея оказалась под властью римлян. Войны Рима с понтийским царём Митридатом нанесли городу довольно серьёзный урон, однако к концу Римской республики и при первых императорах Лаодикия извлекла выгоду из своего выгодного положения на торговом пути.

В это время она становится одним из самых важных и процветающих торговых городов Малой Азии, в котором проводились крупные денежные операции и велась обширная торговля черной шерстью. Знаменитое богатство Лаодикеи упоминается в Библии. Немалую роль в этих делах играла еврейская община.

По всей видимости, именно по «еврейской линии» в город проникло христианство. Согласно новозаветному Посланию к Колоссянам, основателем лаодикейской церкви был Епафрас, один из апостолов от семидесяти, сподвижник апостола Павла (Кол. 1.7). Лаодикия, как уже было отмечено выше, является одной из семи церквей Азии из книги Откровения:

3.14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

3.15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

3.16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

3.17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

3.18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

3.19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

3.21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Лаодикея относительно благополучно просуществовала до второй половины XI века, когда в 1079 году город был захвачен турками-сельджуками. Византия снова утвердилась здесь в 1097 году, однако к тому времени окрестности Лаодикеи были сильно разграблены, торговля захирела, а местное греческое население сократилось.

В дальнейшем Лаодикея неоднократно подвергалась новым нападениям со стороны турецких соседей, переходила из рук в руки, пока наконец не была в 1257 году окончательно оставлена греческими войсками. Какое-то время в городе теплилась жизнь, и даже существовало производство хлопковых тканей. Однако в итоге Лаодикея опустела и была заброшена.

Дошедшие до наших дней развалины свидетельствуют о её былом величии. Сохранившиеся здания включают стадион, бани, храмы, гимнасий, два театра и булевтерион (дом сената). С восточной стороны можно отчетливо проследить линию древней городской стены с остатками Эфесских ворот.

Римская часть Лаодикии имеет прямые улицы, окруженные колоннадами и многочисленными постаментами. К северу от города находится множество саркофагов, крышки которых лежат рядом с ними, частично врытые в землю. Все они к настоящему моменту разграблены в предыдущие века.

Особенно интересны остатки акведука, начинающегося в нескольких километрах от источника Баспинар в Денизли и, возможно, имеющего другой, более отдаленный источник. В 2015 году был найден редкий мраморный блок с надписью закона о воде, который регулировал использование воды, поставляемой с гор в Лаодикию.

Необычно, что для пересечения долины к югу от Лаодикии вместо обычного открытого канала, проложенного над уровнем города на высоких арках, как это было обычной практикой римлян, использовался перевернутый сифон, состоящий из двойного напорного трубопровода, спускающегося в долину и возвращающегося обратно в город.

Колоссы

Ещё один библейский город на территории современной Турции, которому посвящена целая книга Нового Завета — Послание апостола Павла к Колоссянам. Также Павел написал отдельное послание к местному жителю Филимону — Послание к Филимону. Колоссы были частью римской и византийской провинции Фригия.

В отличие от Лаодикеи, этот город возник как минимум в V веке до н.э. Однако ко временам первых императоров Рима он уже утратил своё былое значение и начал приходить в упадок. Город сильно пострадал от землетрясения 65 года н.э., однако позже возродился и просуществовал до XII века, когда он был разрушен в ходе войн византийцев с турками.

Колоссы

Большая часть сведений о Колоссах происходит из христианских источников. Город был известен своим религиозным синкретизмом, которое включал христианские, иудейские, гностические и языческие влияния. В частности, есть упоминание о существовании здесь культа ангелов, который явно уходил своими корнями в глубоко языческие времена.

Из этого культа в дальнейшем оформилось особое почитание архангела Михаила в Колоссах. По преданию, он заставил забить целебный источник из земли. В византийские времена в окрестностях Колосс была построена церковь Святого Михаила, одно из крупнейших церковных зданий на Ближнем Востоке (не сохранилась до наших дней).

Явление Архангела Михаила в источниках Колосс, изображенное в Месяцеслове Василия II XI века .
Явление Архангела Михаила в источниках Колосс, изображенное в Месяцеслове Василия II XI века.
Раскопки на территории Колосс практически не проводились, так как основное внимание археологов было сосредоточено на близлежащих Лаодикии и Иераполе. На нынешнем участке находится биконический акрополь высотой почти 100 футов (30 м), занимающий площадь почти 9 га.

На восточном склоне находится театр, который, вероятно, вмещал около 5000 человек, что предполагает общую численность населения города на пике его расцвета в 25 000−30 000 человек. Керамические находки вокруг театра указывают на раннее заселение города в третьем и втором тысячелетиях до нашей эры.

Несмотря на то, что от церкви Святого Михаила в настоящий момент осталась одна колонна, а христиан в окрестностях Колосс нет уже давно, вода в бассейне, питаемом рекой Ликус, считается и по сей день целебной.

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *