Как и положено древнему городу на Ближнем Востоке, Нусайбин обладает крайне интересной, но непростой судьбой. Жизнь поселению здесь дала небольшая река, за долгие века прорезавшая глубокий каньон в южной части плато Тур-Абдин. Последнее надёжно защищало город с севера. И тут же с незапамятных времён проходила торговая дорога.
Точная дата возникновения города не известна. Возможно, что он уже существовал на заре цивилизаций древней Месопотамии. Первое же упоминание под названием Нисибис встречается в ассирийских архивах на глиняных табличках. С небольшими искажениями оно вполне дожило до наших дней.
Несмотря на многократные захваты и разорения, город регулярно воскресал буквально из пепла. Например, в середине I века до н.э. его основательно пограбили римляне под предводительством Помпея, причем целью того похода был не захват новых территорий, а разведка боем и присвоение местных богатств.
Помпей точно знал, с какой целью он шел, и его «клиентами» становились именно богатые города Ближнего Востока, лежавшие вдоль оживлённых торговых маршрутов. Трофеи, добытые в том похоже, в Риме во время триумфа носили три дня, а сам Помпей при жизни был прозван Великим.
Впрочем, куда сильнее Нисибис был разорен римлянами спустя 2 века во время восточного похода императора Траяна и подавления 2-го Иудейского восстания. Дело в том, что в Нисибисе проживала тогда большая еврейская община и находился едва ли не крупнейший центр иудейского образования после разрушения Второго храма.
В те же годы начинается история университета Нисибиса, который был одним из первых, если не первейшим образовательным учреждением такого рода. Здесь, в северной Месопотамии, встретились множество культур, традиций и народов: греки, римляне, арамеи, арабы, евреи, персы
В такой удивительно пёстрой среде, например, сформировалась особая сирийская христианская традиция, которая сохранилась до наших дней. А сам Нисибис-Нусайбин стал в своё время важным центром распространения христианства на Востоке. Впрочем, эта история достойна отдельной публикации.