В этом материале представлены музеи и музейные объекты Коньи, которые можно посетить абсолютно бесплатно. В этом плане этот город выгодно отличается, например, от курортной Антальи и того же Стамбула, где входные билеты стоят весьма существенных денег, особенно для иностранных туристов.
Археологический музей Коньи (Konya Arkeoloji Müzesi)
Несмотря на свою богатую коллекцию артефактов, которая охватывает широчайший период истории начиная от палеолита до времён Сельджуков и Османов, этот музей является бесплатным не только для граждан Турции, но и для иностранцев. Основан он был ещё в 1901 году, дважды переезжал на новое место и регулярно пополнялся артефактами.Наиболее ценной частью коллекции Археологического музея в Конье являются саркофаги и другие находки, происходящие из неолитического поселения Чатал-Хююк. Также здесь представлены артефакты ранней, средней и поздней бронзы, цивилизаций железного века (прежде всего Фригийского царства), многочисленные предметы из античного Икониума, относящиеся к эпохе эллинизма и к римскому времени.
Представленные в залах музея находки археологов позволяют буквально проследить процесс становления цивилизаций в центральной Анатолии начиная от ранних прото-городов до прихода греков и римлян. При этом керамику из того же Чатал-Хююка, которая представлена в музее в большом ассортименте, нельзя назвать совсем примитивной по сравнению, например, с античной. Хотя в плане декоративного оформления она, конечно, будет проще.
Зал римского периода украшает керамика, изделия из стекла, слоновой кости, золотые украшения и роскошные мраморные саркофаги, на одном из которых изображены подвиги Геракла. Немало артефактов относятся к периоду поздней античности, когда держава римлян активно христианизировалась, а также к последующему периоду существования Восточной Римской империи, который мы называем Византией.
Музей Мевланы (Konya Mevlana Müzesi)
Собственно, это не просто музей — это большой мемориальный комплекс, где находятся могилы средневекового поэта-мистика Мевланы Джалаладдина Руми, его учеников и последователей, а раньше располагалась обитель дервишей из основанного им ордена. В настоящее время здесь функционирует музей, посвящённый истории и жизни суфийского ордена Мевланы.
Изначально сам Руми был против возведения на месте своего захоронения пышных монументальных построек. Однако, когда он умер 17 декабря 1273 года, сын Мевланы, султан Велед, принял просьбы тех, кто хотел построить мавзолей на могиле учителя. Гробница под названием «Куббе-и Хадра» (Зеленый купол) была построена архитектором Бедреттином из Тебриза на четырех слоновьих столбах (толстых колоннах).
После этой даты строительные работы возобновлялись неоднократно до самого конца XIX века, в результате чего вокруг появилось множество пристроек. После того, как в годы ранней Республики организации дервишей были распущены, комплекс зданий стал в 1926 году музеем под названием «Музей Конья Асар-и Атика».
В 1954 году экспозиция и устройство музея были пересмотрены, и название музея было изменено на Музей Мевланы. Если ранее площадь музея с окружающим его садом составляла 6 500 квадратных метров, то с новыми частями, которые были добавлены к нему и преобразованы в Розарий, она достигла 18 000 квадратных метров.
Во двор музея можно попасть через «Ворота Дервишей». Вдоль северной и западной сторон двора расположены кельи членов суфийского братства. Южное направление, после кухни и гробницы Хюррем-паши, заканчивается Воротами Хамушан (Безмолвия), которые ведут на кладбище Учлер.
На востоке двора находятся мавзолеи Синан-паши, Фатма-хатун и Хасан-паши, а также секции семахана и мечети, и главное здание, в котором находятся гробницы Мевланы и членов его семьи. Особый колорит двору придают крытый фонтан, построенный султаном Селимом Явузом (Грозным) в 1512 году, бассейн «Шеб-и Арус» и фонтан Сельсебиль, расположенный в северной части двора.
Музей каменных и деревянных изделий Индже Минаре (İnceminare Taş Ve Ahşap Eserleri Müzesi)
Этот музей находится в историческом здании медресе Индже Минарели, которое было построено в 1264 году визирем Сахибом Ата Фахреддином Али во время правления султана Кей-Кавуса II из анатолийских Сельджуков. Медресе имеет закрытый внутренний двор, единственный айван и один этаж. Название его происходит от минарета в северо-восточном углу, который был тонким (тур. İnce) для в целом тяжеловесной сельджукской архитектуры.
Медресе Индже Минарели действовало в качестве религиозной мусульманской школы до конца XIX века. Затем здание на какое-то время пришло в запустение. В 1936 году, уже при Республике, в нём начались реставрационные работы. в 1956 году там был открыт Музей каменных и деревянных изделий. Главным экспонатом, можно сказать, является само здание медресе, богато украшенное вырезанной в камне исламской каллиграфией.
Его портал считается одним из редких проектов своего времени, где широко применялся текст. В центре портала располагаются суры Фатиха и Ясин, поражающие тонкостью работы. Далеко не каждый, кто владеет арабской каллиграфией, сможет написать такое пером. Стены медресе сохранили имена мастеров: на арке можно прочитать с одной стороны «Амель-и Келук», а с другой— «бин Абдулла».
Среди экспонатов музея можно увидеть вырезанные на камне, включая мрамор, надписи периода Сельджуков и Караманоглу, горельефы замка Конья, дверные и оконные створки, украшенные геометрическими и цветочными мотивами, выполненными в технике резьбы из дерева, экспонируются образцы деревянных потолочных стержней, а также надгробий и саркофагов, вырезанных из мрамора.
Этнографический музей Коньи (Konya Etnografya Müzesi)
В Конье, как и в любом уважающем себя турецком городе, имеется этнографический музей. Он был открыт в 1975 году. С момента основания в XI веке Конийского султаната, столицей которого, как понятно из названия, была Конья, этот город в течение нескольких столетий центром тюркской и вообще мусульманской культуры в Малой Азии.
Коллекция Этнографического музея включает в себя предметы традиционной женской одежды, вышитые покрывала, набедренные повязки, кружева, сумки, образцы турецких тканей и классические турецкие изделия ручной работы из Коньи и ее окрестностей. Среди артефактов также представлены горшки, сковородки, оружие, украшения и инструменты из камня, дерева, стекла и различных металлов.
В музее можно увидеть множество предметов османского периода, включая образцы османской каллиграфии, рукописные экземпляры Корана и других текстов. Эти экспонаты подчеркивают значение каллиграфического искусства в османском обществе. Кроме того, в музее представлено огнестрельное и неогнестрельное оружие того же периода.
На нижнем этаже представлена коллекция редких ковров, в том числе из периода Сельджуков и образцы, сотканные в различных центрах Анатолии, в частности в регионе Конья, из Османского и Республиканского периодов. Коллекция включает ковры из Карапынара, Силле, Ладика, Гичимухсине, Кавака, Карамана, Дербента из региона Конья, а также образцы из таких важных центров ковроткачества, как Ушак, Кула, Гёрдес и Муджур.
Наиболее важными образцами среди них являются ковры эпохи Сельджуков, найденные в мечети Бейшехир Эшрефоглу, одной из старейших деревянных колонных мечетей в Анатолии, а также те, что найдены в мечети Алааддина, мечети Селимие и мечети Мевланы Дервиша в Конье.
Медресе Каратай (Karatay Medresesi)
Медресе Каратай является отличным примером классической сельджукской архитектуры. Оно было построено в 1250—1251 годах неизвестным архитектором. Своё название медресе получило благодаря находящейся на его территории могиле Джелаледдина Каратая, военачальника и видного политического деятеля, который играл роль фактического регента после того, как власть султанов ослабла в результате монгольского нашествия.Медресе было построено из камня, добытого в районе деревни Силле, по типу «закрытого медресе» в период Сельджуков. Собственно, именно Сельджукам принадлежит заслуга в создании сети мусульманских школ на всём пространстве их огромной державы, где изучались не только религиозные науки, но и преподавались астрономия, философия, математика, история
Музей Фонда Сахиб Ата (Sahip Ata Vakıf Müzesi)
Архитектором комплекса зданий, который построил Сахиб Ата Фахреддин Али, один из визирей Анатолийского государства Сельджуков, в 1277 году, был Келук бин Абдулла. Комплекс включает в себя мечеть, усыпальницу, примыкающая к михрабной стене мечети, где находятся могилы Фахреддина Али, его жены и детей, ханка (домик дервишей) и фонтан.
Мечеть имеет вход с красивым резным порталом, расположенным с северной стороны. Справа и слева от портала расположены две камеры, одна над другой, а те, что внизу, служат фонтанами с водой. Возле входной двери написаны Басмала и Сура Фатиха.