Бытует мнение, что после арабских завоеваний на Ближнем Востоке христианская культура начала постепенно угасать, а её место занимал ислам. В действительности же на территориях, которые перестала контролировать Восточная Римская империя — Византия, она пережила местами настоящий расцвет.
В северной Месопотамии
В то время как Константинополь сотрясали споры иконоборцев с почитателями икон, христианский Восток, не подконтрольный императорам Византии, в некотором смысле обрёл покой. Раньше восточным церквям приходилось бороться с обвинениями в ереси и регулярно участвовать в богословских дебатах. Мусульманам же было всё равно, какой ты христианин.
На обломках некогда единого и влиятельного Антиохийского патриархата образовалось несколько самобытных восточных церквей, которые существуют и по сей день:
- Антиохийская православная церковь с центром в Дамаске, сохранившая общение с Константинополем;
- Сирийская православная церковь, которую часто именуют сиро-яковитской по имени её основателя Иакова Барадея;
- Ассирийская церковь Востока, некогда распространившая свою проповедь до самого Китая;
- Маронитская церковь в Ливане, позже вошедшая в унию с католическим Римом.
В более поздние времена они устраивали расколы внутри себя, объединялись снова, наводили контакты с Римом и Константинополем, порывали с ними.
По иронии судьбы, наибольшая концентрация и одновременно разнообразие восточных церквей присутствовало в Мардине, где присутствовал буквально весь типичный для Ближнего Востока «спектр» христианских конфессий. А всё благодаря тому, что ни одна из них не была непосредственно связана с государством, которое было мусульманским.
Но самое главное, что следы этого интересного периода истории можно и сейчас увидеть в Мардине, где по-прежнему сохраняется значительная христианская община. Вот такой у нас сегодня получился весьма научный текст. Не перегрузили историей?