Христиане в современной Турции: есть ли они и сколько их

Христиане в современной Турции: есть ли они и сколько их

В современной Турции христиане представляют собой религиозное меньшинство, менее 1% от всего населения страны. Сколь-нибудь крупные исторические христианские общины сохранились лишь в Стамбуле, Измире, турецкой части Месопотамии (Мардин и Мидьят), а также в Хатае, который вошёл в состав страны только в конце 1930-х годов. Также заметное число христиан проживает в курортных городах наподобие Антальи, Аланьи и Фетхие.

До Первой мировой войны на той части территории Османской империи, которая в дальнейшем вошла в состав Турецкой Республики, проживало значительное число христиан, причем в некоторых городах и местностях они составляли если не большинство, то добрую половину населения.

Греки в Турции

Самой крупной христианской общиной здесь в начале XX века были православные греки, жившие преимущественно на побережье Эгейского моря, в Стамбуле и вдоль южного берега Чёрного моря до самой Грузии. Также большое число греков проживало в Каппадокии, где они расселились ещё в эллинистические времена и ассимилировали местное население.

В результате Войны за независимость Турецкой Республики и последовавшей за ней операцией по обмену населением между Турцией и Грецией в 1922−24 годах большая часть греков покинула Анатолию. Исключение было сделано для некоторых греческих семей Измира, а греки Стамбула, который на тот момент был оккупирован Антантой, вообще не попадали под этот обмен.

Греческая православная церковь Святой Троицы (Айя-Триада)
Греческая православная церковь Святой Троицы (Айя-Триада) недалеко от площади Таксим
Значительная часть греков уехала из Стамбула после Стамбульского погрома 1955 года. Однако отток греческого населения из города был постепенным и растянутым по времени явлением. Ещё в 1965 году греки составляли 2,8% населения Стамбула (48 тыс. человек). Однако в 2000 от них осталось не более пары тысяч.

Подавляющее большинство греков, проживающих сейчас в Турции — православные христиане Константинопольского патриархата, который располагается в Стамбульском районе Фенер. Интересно, что некоторые греческие семьи до сих пор идентифицируют себя как «румов», то есть потомков византийцев (фактически римлян).

Армяне

До Первой мировой войны в восточной части современной Турции имелось значительное армянское население, преимущественно на Армянской нагорье, а также в исторической области Киликия и некоторых городах. В ходе войны практически все армяне покинули эту территорию или были депортированы оттуда.

Армянская деревня Вакыфлы
Церковь в армянской деревне Вакыфлы, провинция Хатай
В настоящий момент крохотные армянские общины сохранились в Стамбуле, Хатае (армянская деревня Вакыфлы), Мардине, Дерике, Кайсери и некоторых других местах. Большинство проживающих в Турции армян — прихожане Армянской апостольской церкви. Также имеются армяно-католики (например, община в Кайсери).

Ассирийцы (Суриани)

Ассирийцы являются автохонным населением северной Месопотамии, причём они достаточно неоднородны по своему составу. Существует вариант разделения на арамейцев — «западных ассирийцев», которые говорят на туройо — одном из современных диалектов арамейского языка, и собственно ассирийцев, которые преимущественно сейчас проживают на севере Ирака.

Заброшенный пещерный монастырь Мор-Якуб (св. Иакова) недалеко от Мардина
Заброшенный пещерный монастырь Мор-Якуб (св. Иакова) недалеко от Мардина
Ассирийцев в Турции называют «суриани». Если быть точными, «суриани» — это прихожане Сирийской православной церкви, которая на практике не совсем сирийская и не вполне православная (не состоит в общении с православными церквями византийской традиции с середины V века, хотя в разное время предпринимались попытки примирения).

Самые крупные общины суриан имеются в Мардине и Мидьяте. Также в провинции Мардин имеются деревни с преимущественно христианским населением. В этнографическом плане они представляют собой очень интересное явление, являясь эдаким реликтом очень далёкой эпохи. Например, они сохранили в практике богослужени Западно-сирийский обряд.

Арабы-христиане

Проживают в провинции Хатай в Антакье, Искендеруне и некоторых окрестных деревнях. В своей основе — православные христиане Антиохийского патриархата. Также есть некоторое число католиков. Многие их храмы сильно пострадали во время землетрясения 6 февраля 2023 года, например церковь Петра и Павла в Антакье, которая была полностью разрушена.

Хатай, Антакья
Портал пещерной церкви св. Петра в Антакье, ныне музейный объект

Левантийцы

Это потомки выходцев из городов Италии, а также Южной Франции, которые селились в приморских городах Малой Азии и Фракии ещё во времена Византии. Самые большие торговые фактории среди итальянцев имели Венеция и Генуя. Со временем их связь с метрополией ослабевала и левантийцы превратись в своего рода субэтнос.

Базилика святого Антония Падуанского
Базилика святого Антония Падуанского в Стамбуле, район Бейоглу
В большинстве своём левантийцы — католики римского обряда. В семье могут сохранять итальянский язык, однако многие уже перешли на турецкий. Проживают преимущественно в Стамбуле и Измире. Также сохранились небольшие общины в Мерсине, Искендеруне и Антакье.

Новая волна

В 1990 благодаря развитию туризма и продажи недвижимости гражданам других стран в курортных регионах Турции туда хлынуло большое количество иностранцев, многие из которых являются христианами. В некоторых районах они сейчас составляют не менее четверти населения (например, Махмутлар в Аланье), что привело к закрытию их для ВНЖ в 2022 году.

Тут можно выделить два основных потока. Самый большой пришёлся на бывшие республики Советского Союза. Среди них есть значительное количество православных христиан, которые ехали в Турцию по работе или с целью купить недвижимость. Особая категория — «турецкие жёны», часть из которых сохранила свою веру и не стала принимать ислам.

В дальнейшем часть этих людей стала гражданами Турции. Изначально богослужения для них организовывались при посредничестве консульских учреждений России и Украины, но потом были даже построены храмы. Например, Церковь иконы Писидийской Божией Матери в упомянутом выше Махмутларе.

Ежегодное торжество Писидийской иконы Божией Матери в Алании. Фото с сайта Alanya-Orthodox.
Ежегодное торжество Писидийской иконы Божией Матери в Алании. Фото с сайта Alanya-Orthodox.
Другая волна — это немцы и реже британцы, которые покупали недорогую недвижимость на курортном побережье. Часть из них поселилась в Турции на постоянной основе либо живёт здесь значительную часть года. Для них, например, был открыт немецкий католический приход св. Николая в центре Антальи, который подчиняется епархии в Германии.

Особо стоит сказать о протестантах и близких к ним христианским течениям, например о Свидетелях Иеговы. Несмотря на то, что власти Турции негативно смотрят на миссионерскую деятельность среди мусульман, подобные попытки происходят и даже имеют определённый успех. Оценить масштабы её сложно, так как эти люди «шифруются».

Добавить комментарий

Замечание: Просим воздерживаться от оскорблений, ругательств и вульгарных выражений. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без предварительного уведомления.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *