В настоящий момент греки в Турции являются одним из множества национальных меньшинств, которое играет сравнительно небольшую роль в жизни страны. С другой стороны, именно греческой по своему характеру является православная община Стамбула, ядро которой составляет Константинопольский патриархат. Последний обладает международным влиянием не только в сфере религии, но и политики.
Впрочем, всего 100 лет назад на территории современной Турции греки были расселены очень широко. На момент операции по обмену населением, которая стала результатом Войны на независимость Турецкой республики, численность греков в стране могла составлять до 2.3 млн человек. С другой стороны, перепись 1914 года даёт более скромную цифру в 1 792 206 православных греков.
Небольшое погружение в историю вопроса
Вообще стоит отметить, что в этническом плане далеко не все эти люди могли возвести своё происхождение к древним грекам — эллинам античности. Да, Эгейское побережье Турции, прежде всего область под названием Иония, было одним из очагов древнегреческой цивилизации. С другой стороны, там жили пускай и родственные, но всё же отличные от эллинов народы: ликийцы, карийцы, лидийцы, фригийцы и прочие.
После завоевательных походов Александра Македонского многие из них подверглись эллинизации. При римлянах этот процесс продолжился, греческий язык стал доминирующим в Анатолии, вытеснив окончательно автохтонные наречия, повсеместно поклонялись греческим богам, а культы местных божеств, например богини-матери Кибелы, также были эллинизированы.
Распространение христианства и становление его в качестве доминирующей религии окончательно «огречели» огромные массы населения Анатолии за исключением армян и сирийцев на её востоке. При этом, сохраняя в своей основе греческую культуру и язык, эти люди не называли себя греками, то есть эллинами. Последний термин вообще ассоциировался в Византийской империи с языческими культами античности.
При этом на протяжении всего Средневековья наблюдался процесс постепенного «съёживания» ареала проживания грекоязычного православного населения. Военные походы арабов против Византии и просто рейды с целью грабежа и захвата рабов привели к тому, что оно бежало на запад в поисках более безопасных мест. Вдобавок сами византийские императоры проводили операции по переселению греков из восточных областей.Отток греческого населения в более безопасные западные регионы усилился после турецкого завоевания Анатолии. С другой стороны, когда на большей части полуострова утвердился Сельджукский султанат, наступило относительное затишье. Более того, часть греческого населения уже предпочитала мусульманских владык православному византийскому базилевсу. Например, с ними даже пришлось воевать императору Мануилу I Комнину.
Греки в Османской империи
Когда же Османы взяли Константинополь и победили всех своих конкурентов в Малой Азии, положение греков даже улучшилось. Да, они были лишены политической самостоятельности, платили особый налог для иноверцев — джизью, не могли без особого разрешения строить новые храмы и монастыри, а многие старые у них отобрали и переделали в мечети. Однако теперь они не страдали от междоусобных войн и политической нестабильности.
Во времена Османской империи греков делили на «румов» и «юнанов». Румами, то есть «римлянами» называли себя подданные византийского императора. Который, если что, никаким византийским императором в то время не считался. Для всех современников он был римским императором. Термин Византия — чисто историографический. Им обычно обозначают Восточную Римскую империю с момента смерти Феодосия I Великого — последнего единого императора Рима.
Румы в Османской империи считались лояльными и спокойными подданными. В то время как юнаны — возмутителями спокойствия, склонными к мятежам, пиратству и прочим антигосударственным делам. Название это является арабским, а затем и турецким переводом древнего греческого этнонима ионийцы. Последний можно встретить уже у Гомера. Юнаны жили в бассейне Эгейского моря.
Если говорить об ассимиляции греков на территории современной Турции, то Османской империи наблюдались два разных процесса. Во внутренних областях Анатолии происходила постепенная тюркизация и исламизация греческого населения. Исключением была разве что Каппадокия. На побережье Эгейского и Чёрного морей часто происходило обратное. Там тюрки переходили на греческий язык и перенимали элементы культуры у греков, хотя и оставались мусульманами.В Османской империи различные рода деятельности были закреплены за общинами по национально-религиозному принципу. Многие греки начали заниматься торговлей. Когда же в XIX веке в державе Османов были запущены реформы, известные под названием Танзимат, и начали складываться капиталистические отношения, богатые греки оказались едва ли не преобладающими в нарождающемся классе буржуазии.На позднем этапе существования Османской империи греки составляли около 9% населения. При этом им принадлежала значительная часть банков и промышленных предприятий. Последний факт вызывал раздражение как у бедного мусульманского населения, так и у уже появившихся к тому моменту турецких националистов. Не стоит забывать и про фактор Греческой революции 1821 года, которая привела к отделению Греции.
Балканские войны 1912—1913 годов и последовавшая практически сразу за ними Первая мировая война привели к значительному ухудшению отношения к грекам в Османской империи. В результате 1-й Балканской войны Греция захватила значительные турецкие территории в центральной части Балкан, а также большую часть островов в Эгейском море. А во время ПМВ она выступила на стороне Антанты, правда только в 1917 году.
В общем-то, несложно догадаться, что такое положение вещей приводило временами к греческим погромам. Вообще эти погромы имели отчасти под собой почву. Среди греков Анатолии получали распространение идеи о воссоединении с Грецией. И более того — о возрождении греческого государства примерно в границах античной Эллады (концепция «Великой Греции»). Однако Греция в ходе ПМВ не вела военных действий против Османской империи.
Турецкие греки после Первой мировой войны
Севрский мирный договор 1920 года, заключённый по окончании ПМВ, предусматривал передачу Греции континентальных владений Турции в Европе (Восточная Фракия, Адрианополь и Галлиполийский полуостров), островов Эгейского моря (за исключением архипелага Додеканес) и ряда греческих анклавов в Малой Азии. В Смирне (ныне Измир) вводилась греческая администрация.
Несмотря на такие довольно приличные территориальные приобретения, греческое правительство захотело большего. Между греками и турками началась кровопролитная война 1919—22 годов. В Турции получила название Войны за независимость. Поначалу греческая армия добилась ряда успехов. Но в дальнейшем благодаря талантливому руководству Мустафы Кемаля Ататюрка и его соратников потерпела сокрушительное поражение.Результатом этой войны стал новый Лозаннский мирный договор. По нему Греция отказалась от притязаний на Малую Азию, Восточную Фракию, Адрианополь и Галлиполи. С другой стороны, она получила ряд островов в Эгейском море. Далее последовал Греко-турецкий обмен населением. Он начался 1 мая 1923 года и привёл к исходу греков с большей части территории Турции.
Исключение составляли:
- Греки-христиане Константинополя (около 270 000 чел.)
- Христианское население Гёкчеада и Бозджаада
- Некоторые греческие семьи в Смирне
- Хатай (находился под французским протекторатом)
В дальнейшем количество греков в Турции продолжило сокращаться. Большинство из них репатриировалось в Грецию. Некоторая часть уезжала в другие страны Европы и даже США. Особенно усилился процесс оттока греческого населения после погрома 1955 года в Стамбуле. Хотя уже накануне его в городе проживало лишь около 100 000 греков.
Современное положение
В настоящий момент в Стамбуле проживает 2000−3000 греков, многие из которых перешли на турецкий язык. Значительная часть из них проживает в районе Фенер, где находится патриархат. Также имеется небольшое греческое население в районе Бейоглу и на Принцевых островах. Также там имеются греческие православные храмы.Отдельно стоит отметить греков-мусульман, проживающих в Турции. В Османской империи исламизированные греки не считались «этническими греками». Однако сами они достаточно чётко отделяли себя и от турков, и от других мусульманских народов. В середине XX века численность греков-мусульман в Турции составляла несколько сотен тысяч человек. Но к настоящему моменту их потомки в большинстве своём ассимилировались в турецкой среде.