Неолитический комплекс Гёбекли-Тепе (Göbekli Tepe) — один из очень немногих по-настоящему уникальных археологических памятников, которые реально перевернули представление о зарождении и развитии человеческой цивилизации.
Находится Гёбекли-Тепе в юго-восточной Турции недалеко от города Шанлыурфа, который сам по себе считается одним из древнейших городских поселений в мире. Чуть дальше на юг можно увидеть развалины другого очень древнего города — Харрана, упоминаемого в Ветхом Завете. Во времена Шумера и Аккада он был знаменит своими храмами лунных богов Сина и Никкаля.
Собственно, территория, на которой располагается Гёбекли-Тепе, принадлежит историческому региону под названием «Плодородный полумесяц», где на излёте Каменного века произошёл переход переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. Здесь начали формироваться первые крупные поселения и протогосударства, между которыми прокладывались торговые маршруты.
«Плодородный полумесяц»
Долгое время считалось, что на рубеже позднего палеолита и неолита сначала возникло сельское хозяйство, зародилось производство керамики, тканей
Чем интересен Гёбекли-Тепе
Согласно результатам археологических исследований, поселение в Гёбекли-Тепе было заселено примерно с 9500 г. до н.э. по крайней мере до 8000 г. до н.э. Эти датировки соответствуют эпохе докерамического неолита. Поселение прославилось своими большими круглыми сооружениями из камня, которые считаются одними из самых древних мегалитических построек в мире.
Их наиболее узнаваемой «фишкой» являются массивные Т-образные столбы. Многие из этих столбов украшены антропоморфными изображениями и скульптурными рельефами диких животных. Это дает археологам редкую возможность заглянуть в доисторическую религию и доносит до наших дней удивительную иконографию того далёкого времени.Высота «пузатого холма» составляет около 15 м, площадь — 8 га. Территория археологического памятника густо покрыт остатками древних построек самых разных эпох, заканчивая развалинами византийской крепости. Несмотря на то, что руины эти были известны учёным достаточно давно, долгое время считалось, что там нет ничего особо примечательного.
Однако раскопки, которые произвёл немецкий археолог Клаус Шмидт, открыли настоящий портал в доисторическую эпоху, время зарождения первые постоянных поселений. Причём оказалось, что строительство монументальных сооружений началось практически одновременно с появлением сельского хозяйства, а то и вообще предшествует ему. Самые ранние археологические слои Гёбекли-Тепе вообще не содержат следов агрокультуры.
Изначально Гёбекли-Тепе определили как древнейший храмовый комплекс. Однако последующие раскопки показали, что в Гёбекли-Тепе существовало поселение с бытовыми постройками, обширной переработкой зерновых культур, водоснабжением и другими элементами инфраструктуры, связанными с повседневной жизнью. Это контрастирует с предыдущей интерпретацией этого места как святилища кочевников, с небольшим числом постоянных жителей.
В дальнейшем было выяснено, что Гёбекли-Тепе вовсе не уникален для северной Месопотамии. В частности, похожий комплекс сооружений был выявлен поблизости в местечке Карахан-Тепе. Причём для последнего даются даже более ранние датировки. Также неолитические постройки с Т-образными колоннами обнаружили в ходе строительства плотины Илысу на реке Тигр в 260 км на восток от «пузатого холма».Гёбекли-Тепе включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2018 году. Это подтверждает его выдающуюся универсальную ценность как «одного из первых проявлений монументальной архитектуры, созданной человеком». При этом по состоянию на 2015 год было раскопано менее 5% территории. Учёные ждут появления новых более совершенных методов археологических исследований.
Местность и климат в эпоху существования Гёбекли-Тепе
Гёбекли-Тепе расположен на холмистом плато Таш-Тепелере («Каменные холмы»), у подножия Таврских гор. Оно выходит на равнину Харран и верховья реки Балих, притока Евфрата. Гёбекли-Тепе представляет собой телль (искусственный холм) на плоском известняковом останце. На севере он соединен с соседними холмами узким мысом. Во всех других направлениях останец имеет достаточно крутые склоны.На рубеже палеолита и неолита, когда заканчивался ледниковый период, климат в этом районе был теплее и влажнее, чем сейчас. Место было окружено степью, где в изобилии росли дикие злаки, включая пшеницу-однозернянку и ячмень. Среди этих просторов паслись стада копытных животных, таких как дикие овцы, дикие козы, газели и лошадиные. Большие стада джейранов могли проходить мимо этого места во время сезонных миграций.
К северо-востоку от Гёбекли-Тепе находится крупный вулканический массив Караджа-даг, состоящий из гигантского щитового вулкана и окружающих его многочисленных шлаковых конусов. К моменту возникновения поселения там еще наблюдалась вулканическая активность. На склонах Караджа-дага и в наши дни встречается дикая пшеница-однозернянка, похожая на ту, следы которой обнаруживаются при раскопках.
При этом, как и сейчас, сколь-нибудь значительных лесных массивов в районе Гёбекли-Тепе не существовало. Археологи выяснили, что 90% древесного угля, извлеченного на месте раскопок, было получено из фисташковых или миндальных деревьев. Они растут здесь и в наши дни, как в культурной, так и в дикой форме. Однако фисташка и миндаль не отличаются высотой и не формируют густых зарослей.
Как и большинство других поселений докерамического неолита (PPN) в регионе Урфы, Гёбекли-Тепе построили на высокой точке на обрыва. Это давало ему как широкий вид на равнину внизу, так и хорошую видимость с равнины. Подобное местоположение также давало строителям хороший доступ к сырью: мягкой известняковой породе, из которой был построен комплекс, и кремню для изготовления инструментов для обработки известняка.
Доисторическое поселение получало питьевую воду через систему сбора дождевой воды, состоящую из вырезанных в камне каналов. Через последние вода поступала в несколько цистерн, высеченных в скале, которые могли вмещать не менее 150 м3. Кроме того, в древности уровень грунтовых вод мог быть выше, чем сейчас, активируя родники в районе поселения.
Рассвет поселения
Гёбекли-Тепе был построен и заселен в самом раннем периоде неолита Юго-Западной Азии известном как докерамический неолит ок. 9600−7000 гг. до н.э. Начиная с конца последнего ледникового периода, докерамический неолит знаменует собой «начало сельской жизни», давая самые ранние свидетельства постоянных человеческих поселений в мире.
Археологи уже давно связывают появление этих поселений с неолитической революцией — переходом от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Однако они расходятся во мнениях относительно того, привело ли занятие земледелием к оседлости людей или оседлость заставила людей заняться земледелие. Несмотря на своё название, «неолитическая революция» в Юго-Западной Азии была на самом деле длительным процессом.
В целом элементы осёдлой сельской жизни появились в некоторых местах еще за 10 000 лет до неолита. Переход к сельскому хозяйству занял тысячи лет, с неравномерным темпом и траекторией в различных регионах. Учёные делят докерамический неолит на два подпериода: докерамический неолит A — ок. 9600−8800 гг. до н.э. и докерамический неолит B — ок. 8800 и 7000 гг. до н.э.) Именно в это время существовало поселедние Гёбекли-Тепе.
Артефакты из раскопок указывают на то, что жители Гёбекли-Тепе были изначально охотниками-собирателями, которые дополняли свой рацион ранними формами одомашненных злаков и жили в деревнях по крайней мере часть года. Инструменты, такие как точильные камни, ступки и пестики, найденные на месте, были проанализированы и указывают на значительную обработку злаков.
Поселения эпохи докерамического неолита в основном состояли из групп домов, которые строились из камня или необожжённого глиняного кирпича. Одновременно с ними попадаются массивные каменные сооружения не всегда ясного назначения, примерами которых являются башня и стены в Телль-эс-Султане (Иерихон), а также большие, примерно того же времени круглые здания в Гёбекли-Тепе, Невали-Чори, Чайёню, Вади-Фейнан
Традиция изготовления Т-образных столбов, наблюдаемая в Гёбекли-Тепе, уникальна для региона Урфы.
Хронология
Радиоуглеродное датирование показывает, что самые ранние сооружения в Гёбекли-Тепе были построены между 9500 и 9000 гг. до н.э., ближе к концу периода докерамического неолита A. Место было значительно расширено в начале 9-го тысячелетия до н. э. и было населено примерно до 8000 г. до н.э. Существуют свидетельства того, что небольшие группы вернулись и заселили это место и в более позднее время.
Первоначально Шмидт датировал это место эпохой докерамического неолита на основе типов каменных орудий. Установление абсолютной хронологии заняло больше времени из-за методологических проблем. Хотя первые две радиоуглеродные даты были опубликованы в 1998 году, эти и другие образцы из заполнения сооружения датируются концом 10-го и началом 9-го тысячелетия — на 500−1000 лет позже, чем ожидалось.
Команда Шмидта объяснила расхождение в свете своей теории о том, что этот материал был привезен на место из другого места, когда оно было заброшено, и поэтому не является репрезентативным для фактического использования сооружений. Вместо этого они обратились к новому методу датирования органического материала, сохранившегося в штукатурке на стенах сооружения, что привело к датам середины или даже начала 10-го тысячелетия до н.э.
Последующие исследования привели к значительному пересмотру хронологии Шмидта, включая отказ от гипотезы о том, что заполнение сооружений было привезено из другого места, и признание того, что прямые даты, вычисленные по штукатурке, зависят от эффекта старой древесины. Вместе с новыми радиоуглеродными датами это установило абсолютную хронологию объекта, попадающую в период с 9500 по 8000 гг. до н. э.
Фазы строительства
Предварительная, теперь уже признанная устаревшей, стратиграфическая модель Гёбекли-Тепе, разработанная Клаусом Шмидтом, состояла из трех архитектурных слоев:
- Большие круглые ограждения были отнесены к слою III, датированному 10-м тысячелетием до н.э. (докерамический неолит A).
- Меньшие прямоугольные сооружения участка были отнесены к слою II, который сформировался в 9-м тысячелетии до н.э. (ранний-средний докерамический неолит B).
- Слой I состоит из всех постнеолитических слоёв вплоть до наших дней.
Пересмотренная хронология Гёбекли-Тепе состоит из восьми фаз, охватывающих период протяжённостью не менее 1500 лет. Она подробно описывает историю больших круглых ограждений, включая события, которые привели к их изменению или заброшенности, а также эволюцию жилых зданий, окружающих их.
- Фаза 1: Самая ранняя фаза заселения объекта датируется второй половиной 10-го тысячелетия до н.э. и включает первые варианты ограждений A-D и кругло-овальные жилые постройки, которые указывают на (полу)оседлый образ жизни.
- Фаза 2: Во второй фазе (начало 9-го тысячелетия до н.э.) были предприняты значительные изменения в ограждениях: были возведены новые стены, которые включали первые монолитные Т-образные столбы. Было построено все большее количество жилых построек, все ещё в основном овальных или круглых, хотя с растущей тенденцией к прямоугольному плану этажа.
- Фазы 3−5: В раннем докерамическом неолите B на северных и западных склонах возводились прямоугольные (бытовые) сооружения. Они прошли несколько этапов строительства, например, добавление скамеек со встроенной Т-образной колонной и новых внутренних стен, в результате чего получилось больше прямоугольных комнат. Большие ограждения также были изменены. Старые стены отремонтировали, к ним добавили новые. Скамейки были размещены напротив внутренних сторон стен фазы 2.
- Фазы 6 и 7: Строительная активность постепенно снижалась в фазах 6 и 7 (конец 9-го — начало 8-го тысячелетия до н.э.) В фазе 7 была построена еще одна террасная стена в последней попытке стабилизировать северный склон.
- Фаза 8: В поздний период существования Гёбекли-Тепе на руинах заброшенного неолитического поселения были построены небольшие жилые постройки.
Архитектура
Мегалитические структуры
Первые круглые сооружения появились примерно во второй половине 10-го тысячелетия до н.э. Их диаметр составляет от 10 до 30 м. Наиболее примечательной особенностью этих построек является наличие Т-образных известняковых колонн, равномерно установленных внутри толстых внутренних стен, состоящих из необработанного камня. На данный момент раскопано четыре таких круглых сооружения.Геофизические исследования показывают, что их должно быть ещё 16. Каждая из этих построек включает до восьми столбов каждая. Таким образом, должно быть около 200 столбов. Камни для них были доставлены из карьеров в коренной породе, расположенных примерно в 100 м от вершины холма. Рабочие использовали кремневые наконечники, чтобы прорезать известняковую коренную породу.
Две более высокие колонны стоят лицом друг к другу в центре каждого круга. Неизвестно, были ли круги снабжены крышей. Внутри найдены каменные скамьи, предназначенные для сидения. Многие из колонн украшены загадочными абстрактными пиктограммами и резными рельефами животных. Пиктограммы могут представлять собой общепонятные священные символы, известные из неолитических наскальных рисунков в других местах.Рельефы животных изображают млекопитающих, таких как львы, быки, кабаны, лисы, газели и ослы. Некоторые из них уже не водятся в данной местности. Также на столбах можно увидеть изображения змей и других рептилий, членистоногих, таких как насекомые и паукообразные. Нередко встречаются рельефы птиц, особенно стервятников. В целом любопытно, что именно стервятники занимают видное место в иконографии Чатал-Хююка и Иерихона.
Среди рельефов Гёбекли-Тепе встречается и несколько гуманоидных фигур. На некоторых Т-образных столбах на нижней половине вырезаны человеческие руки, что наводит археолога Шмидта на мысль, что они предназначены для изображения тел стилизованных людей или, возможно, божеств. На нижней половине нескольких столбов изображены набедренные повязки.Шмидт считал, что горизонтальная каменная плита наверху символизирует плечи. Это, в свою очередь, означает, что фигуры были оставлены безголовыми. Неизвестно, были ли они предназначены для того, чтобы символизировать почитаемых предков или представлять сверхъестественных антропоморфных существ, как это было, например, у древних египтян.
Более поздние ограждения имели прямоугольную форму, возможно, для более эффективного использования пространства по сравнению с круглыми конструкциями. Т-образные столбы, главная особенность более старых ограждений, также присутствуют здесь, что указывает на то, что здания продолжали выполнять ту же функцию в культуре, во время докерамического неолита B.
Несколько смежных прямоугольных комнат без дверей и окон имеют полы из полированной извести, напоминающие полы римской терраццо. Радиоуглеродное датирование дало даты между 8800 и 8000 годами до н.э. Несколько Т-образных столбов высотой до 1,5 метра занимают центр комнат. Пара колонн, украшенных свирепыми львами, является источником для названия «здание со львиными столбами».
Постройки на склоне
Ограждения, лежащие более чем на 10 метров ниже самых высоких участков поселения, подверглись нескольким оползням во время периода существования поселения Гёбекли-Тепе. Особенно сильный оползень произошел в конце раннего докерамического неолита, который засыпал ограждение обломками бытовых построек и отложениями, включая захоронения и отложения мусора.
Это нанесло серьезный ущерб ограждению, что привело к проведению ремонтных и стабилизационных работ. Позднее, на фазе 5 (см. хронологию выше), были возведены террасные стены, вероятно, для предотвращения ущерба от подобных событий. Однако эти меры оказались бесполезными, когда второй крупный оползень, вероятно, привел к тому, что ограждение было заброшено во время фазы 6, примерно в конце 9-го тысячелетия до н.э.
Другая ограда постигла та же участь, что могло привести к строительству новых ограждений для их замены. Ранее предполагалось, что постройки были намеренно засыпаны, однако эта интерпретация утратила популярность после смерти Клауса Шмидта.
Внутренние структуры
На самом раннем этапе заселения, рядом с большими ограждениями строились круглые и овальные жилые постройки, что указывает на (полу)оседлый образ жизни. Со временем наблюдалась растущая тенденция к прямоугольному плану этих сооружений. На заключительном этапе заселения возводились только небольшие постройки.
Захоронения
До того, как были найдены какие-либо захоронения, Шмидт предположил, что могилы могли находиться в нишах за стенами круглого здания. В 2017 году на этом месте были обнаружены фрагменты человеческих черепов с надрезами, что интерпретировалось как проявление широко распространенного неолитического культа черепа.
Специальная подготовка человеческих черепов посредством оштукатуривания известна с периода докерамического неолита на таких левантийских памятниках, как Телль-эс-Султан (также известный как Иерихон), Телль-Асвад и Йифтахель, а позднее в Анатолии в Чатал-Хююке.
Прочие находки
На западном краю холма была найдена фигура льва. В этой области чаще встречаются фрагменты кремня и известняка. Поэтому было высказано предположение, что это могла быть какая-то скульптурная мастерская. С другой стороны, нет ясности, как классифицировать три фаллических изображения с поверхности южного плато. Они находятся недалеко от каменоломен времен «классического» Гёбекли-Тепе., что затрудняет их датировку.
Также на территории комплекса имеется высеченная платформа с двумя гнездами, которые могли бы удерживать колонны и окружающую плоскую скамью. Эта платформа соответствует самым древним частям. Из-за её сходства с культовыми зданиями в Невали Чори его также называли «Храмом скалы». Его пол был тщательно высечен из коренной породы и выровнен, напоминая полы «терраццо» более молодых комплексов в Гёбекли Тепе.
Сразу к северо-западу от этой области находятся две похожие на цистерны ямы, которые, как полагают, использовались для накопления воды. В одной из этих ям есть штырь высотой со стол, а также лестница с пятью ступенями.
Более поздние структуры
Самый верхний слой холма — самый мелкий, но на него приходится самый длинный промежуток времени. Он состоит из рыхлых отложений, образовавшихся в результате эрозии и практически непрерывного использования холма в сельскохозяйственных целях с тех пор, как он перестал функционировать как культовый центр.
Около начала 8-го тысячелетия до н.э. Гёбекли-Тепе утратил свое значение. Появление земледелия и животноводства привнесло новые реалии в жизнь людей в этом районе, и «зоопарк каменного века», по-видимому, утратил всякое значение, которое он имел для старых общин региона, занимавшихся преимущественно собирательством.
Строительство
Плато, на котором расположен Гёбекли-Тепе, было сформировано естественной эрозией и добычей камня, начиная с неолита. На южной части плато видны четыре канала длиной 10 метров и шириной 20 сантиметров, интерпретируемых как остатки древней каменоломни, из которой брали прямоугольные блоки. Они, возможно, связаны с квадратным зданием по соседству, от которого сохранился только фундамент.
Предположительно, это поздней римской сторожевой башни, которая была частью Limes Arabus (линии укреплений на востоке империи), хотя это предположение. Большинство сооружений на плато, по-видимому, являются результатом неолитической добычи камня. Причем карьеры использовались в качестве источников для огромных монолитных архитектурных элементов.
Было идентифицировано несколько карьеров, где производились круглые заготовки. Их статус как каменоломен был подтвержден находкой куска размером 3 на 3 метра на юго-восточном склоне плато. Несомненно, неолитическими являются три Т-образных столба, которые еще не были отделены от скального основания. Самый большой из них находится на северном плато, имеет длину 7 м, а его вершина — ширину 3 м. Его вес может составлять около 50 т.
Сколько людей строило Гёбекли-Тепе?
Археологи расходятся во мнениях о том, сколько труда потребовалось для строительства этого места. Шмидт утверждал, что «работа по добыче, транспортировке и возведению тонн тяжелых, монолитных и почти повсеместно хорошо подготовленных известняковых столбов […] не была под силу нескольким людям». Он подсчитал, что только перемещение столбов должно было включать сотни людей.Согласно экспериментам Тура Хейердала, проводившихся на о. Пасхи в Тихом Океане, для вырезания одного моаи (гигантской каменной статуи) такого же размера, как Т-образный столб из Гёбекли-Тепе, потребовалось бы 20 человек в год, а для транспортировки на расстояние 15 км — 50−75 человек в неделю. Команда Шмидта также сослалась на отчет 1917 г. о строительстве мегалита на индонезийском острове Ниас, на которое ушло 525 человек за три дня.
Эти оценки подкрепляют гипотезу о том, что комплекс был построен при участии значительно большего числа рабочих, чем проживало людей непосредственно в поселении. По аналогии со стройками Древнего царства в Египте, существует предположение, что эти рабочие принуждались или заманивались для строительных работ представителями религиозной элиты.
Эксперименты в самом Гёбекли-Тепе показали, что все сооружения эпохи докерамического неолита B, которые в настоящее время открыты, могли быть построены 12−24 людьми менее чем за четыре месяца, учитывая время, потраченное на добычу камня, сбор и приготовление пищи. Эти оценки рабочей силы, как полагают, находятся в пределах возможностей одной большой семьи или деревенской общины в неолите.
Инструментарий
Гёбекли-Тепе усеян фрагментами кремневых инструментов, буквально от вершины холма до склонов. Найденный арсенал орудий напоминает наборы из других поселений докерамического неолита Северного Леванта. В 1963 году было обнаружено более 3000 неолитических орудий, подавляющее большинство из которых были сделаны из кремня превосходного качества, и лишь несколько из обсидиана.
Наиболее распространенными типами орудий были нуклеусы, различные лезвия, отщепы, скребки, резцы и наконечники. Было также найдено более 7000 шлифовальных камней, которые, как предполагается, использовались для обработки зерновых, основываясь на фитолитах, обнаруженных в сопутствующей почве. При этом пока не получается выяснить, были ли эти зерновые дикими или уже культивируемыми.
Иконография
Столбы
Каменные столбы в ограждениях в Гёбекли-Тепе имеют Т-образную форму, как и другие памятники докерамического неолита в регионе. Однако, в отличие от этих других памятников, многие из столбов вырезаны — как правило, в виде низкого рельефа, хотя иногда и в виде высокого рельефа. Большинство резных фигур изображают животных, в основном змей, лис и кабанов, но также газелей, муфлонов (диких баранов), онагров, уток и стервятников.Также можно встретить изображения абстрактных форм, в основном вертикальный или горизонтальный символ в форме буквы H, а также полумесяцы и диски. Изображения людей редки. Один столб несёт на себе изображение человека без головы с эрегированным фаллосом. Однако сама форма столбов в форме буквы «Т» является антропоморфной: ствол — это тело, а вершина — голова.
Данное предположение подтверждается тем фактом, что некоторые столбы включают — в дополнение к рельефам животных — резьбу рук, кистей и набедренных повязок. Пол изображенных людей не может быть четко определен, хотя Шмидт предположил, что это двое мужчин, поскольку ремни, которые они носят, являются мужским атрибутом в тот период. Существует только одно определенное изображение женщины, изображенной обнаженной на плите.
Шмидт и зооархеолог Йорис Петерс утверждают, что разнообразие фауны, изображенной на столбах, означает, что они, вероятно, не выражают единую иконографию. Они предполагают, что, поскольку многие из изображенных животных являются хищниками, камни могли быть предназначены для предотвращения зла с помощью какой-то формы магического представления или служили тотемами.
Другие объекты
В сооружениях Гёбекли-Тепе также было найдено несколько небольших резных камней, которые обычно нельзя отнести к одному или другому периоду. Иконография этих объектов похожа на иконографию столбов, в основном изображающих животных (млекопитающих и рептилий), но также можно встретить и людей, опять же в основном мужского пола.
В одном из сооружений, датируемом ранним докерамическим неолитом B, был обнаружен «тотемный столб». В собранном виде он имеет высоту 192 см и диаметр 30 см. На нем изображены три фигуры (сверху вниз): хищник (медведь или крупное животное из семейства кошачьих) с отсутствующей головой, шеей и руками человека; еще одна фигура без головы с человеческими руками, вероятно, мужского пола; и третья фигура с головой, которая сохранилась нетронутой. Змеи вырезаны по обеим сторонам.
Интерпретация
Версия Клауса Шмидта
Клаус Шмидт считал, что комплекс Гёбекли-Тепе являлся святилищем каменного века. Он предположил, что это было центральное место для культа мертвых, и что вырезанные животные были там для защиты мертвых. Разделанные кости, найденные в большом количестве, принадлежащие такой распространённой местной дичи, как олени, газели, свиньи и гуси, идентифицировались как отходы от еды, добытой на охоте и приготовленной или иным образом приготовленной для прихожан.
Зооархеологический анализ показывает, что газели присутствовали в регионе только сезонно, что позволяет предположить, что такие события, как ритуалы и пиры, вероятно, были приурочены к периодам, когда доступность дичи была на пике. Шмидт считал, что строительство Гёбекли-Тепе способствовало более позднему развитию городской цивилизации.
Шмидт также размышлял о системах верований групп, создавших Гёбекли-Тепе, основываясь на сравнениях с другими святилищами и поселениями. Он предположил шаманские практики и высказал гипотезу, что Т-образные столбы представляют человеческие формы, возможно, предков. При этом он считал, что полностью сформулированная вера в божества не развивалась в Месопотамии до эпохи шумеров, которая была связана с обширными храмами и дворцами.
Интересно, что данные предположения вполне соответствуют древнему шумерскому верованию в то, что земледелие, животноводство и ткачество были принесены людям со священной горы Экур, на которой обитали божества Аннуна («аннунаки»), очень древние божества без индивидуальных имен. Шмидт определил эту историю как первобытный восточный миф, который сохраняет частичную память о зарождающемся неолите.
Дальнейшие исследования
Очевидно, что изображения животных и другие изображения не содержат никаких указаний на организованное насилие, то есть нет изображений охотничьих набегов или раненых животных, а резьба по колоннам, как правило, игнорирует дичь, от которой зависело общество, например, оленей, в пользу грозных существ, таких как львы, змеи, пауки и скорпионы.
В дальнейшем предположение о том, что это место имело строго культовое назначение и не было заселено, также было поставлено под сомнение предположением о том, что сооружения служили большими общественными домами, «похожими в некотором роде на большие дощатые дома северо-западного побережья Северной Америки с их впечатляющими столбами домов и тотемными столбами».
Неизвестно, почему каждые несколько десятилетий существующие столбы закапывались, чтобы заменить их новыми камнями как частью меньшего, концентрического кольца внутри старого. По словам исследователя Реми Хадада, в последние годы «интерпретационный энтузиазм, направленный на то, чтобы увидеть Гёбекли-Тепе как региональный церемониальный центр, где кочевое население будет периодически сходиться, уступает место видению, которое больше соответствует тому, что известно о других крупных докерамических неолитических памятниках, где сосуществуют ритуальные и мирские функции». Например, обнаружение жилых зданий и систем сбора дождевой воды заставило пересмотреть повествование о «храме».
История изучения
Археологический объект был впервые отмечен в 1963 году как часть исследования, проведенного Халет Чамбел из Стамбульского университета и Робертом Джоном Брейдвудом из Чикагского университета. Американский археолог Питер Бенедикт идентифицировал каменные орудия, собранные с поверхности участка, как характерные для докерамического неолита, но ошибочно принял верхние части Т-образных столбов за могильные маркеры.
Холм долгое время находился под сельскохозяйственным возделыванием, и поколения местных жителей часто перемещали камни и складывали их в кучи для расчистки, что могло нарушить верхние слои участка. В какой-то момент были предприняты попытки разбить некоторые столбы, предположительно фермерами, которые приняли их за обычные большие камни.
Открытие Клауса Шмидта
В октябре 1994 года немецкий археолог Клаус Шмидт, ранее работавший в Невали Чори, искал доказательства существования подобных мест в этом районе и решил повторно исследовать место, описанное исследователями из Чикаго в 1963 году. Расспрашивая в близлежащих деревнях о холмах с кремнем, он был направлен в Гёбекли Тепе Махмутом Йылдызом, чьей семье принадлежала земля, на которой располагалось это место.
Семья Йылдыз ранее обнаруживала там находки во время вспашки, о чем они сообщили в местный музей. Найдя похожие сооружения в Невали Чори, Шмидт признал возможность того, что каменные плиты были не могильными маркерами, как предполагал Бенедикт, а вершинами доисторических мегалитов. Он начал раскопки в следующем году и вскоре обнаружил первую из огромных Т-образных колонн.
В конечном итоге он нашел только три структуры на самой восточной группе холмов, которые считались священным местом проживавшими в округе курдами. Йылдыз продолжил работу на раскопках и стал охранником объекта. Шмидт продолжал руководить раскопками на этом месте от имени Музея Шанлыурфы и Немецкого археологического института (DAI) до своей смерти в 2014 году.
С тех пор исследования DAI на этом месте координирует Ли Клэр. С 2021 года работы на месте проводятся совместно Стамбульским университетом, Музеем Шанлыурфы и DAI под общим руководством Неджми Карула. Недавние раскопки были более ограниченными, чем раскопки Шмидта, и были сосредоточены на подробном документировании и сохранении уже открытых территорий.
Сохранение и современный статус Гёбекли-Тепе
В 2018 году Гёбекли-Тепе был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подтверждает его выдающуюся универсальную ценность памятника в качестве «одного из первых проявлений монументальной архитектуры, созданной человеком». Как уже было отмечено в начале, пока раскопано менее 5% территории. Так что в земле может скрываться ещё много удивительных открытий.
Работы по консервации на этом месте вызвали споры в 2018 году, когда Чигдем Кёксал Шмидт, археолог и вдова Клауса Шмидта, заявила, что ущерб был нанесен использованием бетона и «тяжелого оборудования» во время строительства новой пешеходной дорожки. Министерство культуры и туризма ответило, что бетон не использовался и что никакого ущерба не было.
Музейный объект
В настоящий момент Гёбекли-Тепе функционирует в качестве музейного объекта. Вход для граждан и иностранных граждан с ВНЖ по музейной карте — бесплатный. Для всех остальных стоимость билета составляет 20 евро. Дополнительно за 5 евро можно посмотреть 3D-фильм, посвященный объекту.
7 Replies to “Гёбекли-Тепе — «нулевая точка цивилизации» в Месопотамии”
10.01.2025
14.01.2025
16.01.2025
16.01.2025
16.01.2025
16.01.2025
20.01.2025