В современной Турции грузины являются этническим меньшинством, причём очень интересным и неоднородным по своему составу. По разным оценкам, в стране может проживать около 300 000 грузинов, которые принадлежат к различным этническим группам и в разной степени подверглись тюркизации.
Небольшое погружение в историю
На заре Средневековья
Когда-то давно на территории провинций Артвин, Ардахан, частично Эрзурум и Ризе существовали различные грузинские государственные образования. Например, владения иберийского царя Вахтанге I Горгасали (ок. 440—502 года н.э.) простирались на юго-западе до крепости Артануджи (ныне город Ардануч в провинции Артвин).
Считается, что именно с неприступной цитадели Артануджи, расположенной в труднодоступной горной местности, началось возрождение грузинской государственности в эпоху раннего Средневековья после того, как Грузия была завоёвана арабами в VII веке. «Реконкиста» шла достаточно непросто и завершилась только в 1122 году.
Расцвет грузинской государственности в регионе
В X веке в исторической области Тао-Кларджети (включает юго-восток нынешней провинции Эрзурум и большую часть территорий провинций Ардахан и Артвин) происходил настоящий расцвет грузинской культуры: строились многочисленные города, крепости, каменные храмы и монастыри, многие из которых, пускай и в руинах, дошли до наших дней.
Одним из шедевров грузинского наследия на территории современной Турции является Ошкский кафедральный собор святого Иоанна Крестителя, один из четырёх «Великих кафедралов» средневековой Грузии. Согласно сохранившимся надписям в храме, его построил царь Тао-Кларджети Давид III Куропалат.В начале XI века земля Тао-Кларджети была покорена византийским императором Василий II Болгаробойца, после чего её правители стали вассалами Константинополя и потеряли значительную часть своего суверенитета. Впоследствии византийцы сформировали на завоёванных территориях Иверийскую фему.
После того, как император Роман IV Диоген потерпел сокрушительное поражение от султана Алп-Арслана и попал в плен, византийское могущество в Анатолии посыпалось как карточный домик. Это способствовало укреплению Грузинского царства, которое достаточно успешно давало отпор туркам-сельджукам и смогло вернуть себе Тао-Кларджети.Времена правления царицы Тамары часто называют «Золотым pвеком» грузинской государственности. Её власть простиралась на юг до самого озера Ван. В городе Ани, бывшей армянской столице, строились красивые новые храмы и реконструировались старые. Сейчас он также находится на турецкой территории.
«Золотой век» Грузинского царства закончился с приходом монголов, которые нанесли по нему сокрушительный удар. Начался период постепенного распада, который стремительно ускорился после опустошения Грузии войсками Тимура (который больше известен нам как Тамерлан) в 1386 году.
После «Золотого века»
Позднее многие грузинские земли, включая территорию Тао-Кларджети были завоёваны Османами и включены в состав их державы. Тогда некоторые группы грузин, жившие на Малом Кавказе, начали постепенно исламизироваться, а христианские храмы и монастыри — приходить в запустение или превращаться в мечети.
Где-то в XVIII веке часть христианского грузинского населения находившихся под османским контролем земель Тао-Кларджети и Самцхе-Джевахети начали благосклонно смотреть в сторону Ватикана. В свою очередь, Османы благосклонно смотрели на деятельность католических миссионеров этом регионе, так как она ослабляла там российское влияние.
В XIX веке грузины-католики были довольно заметным явлением в Османской империи. Например, в стамбульском районе Бомонти была построена Церковь Богоматери Лурдской Грузинской греко-католической церкви, которая сохранилась до наших дней и по-прежнему служит храмом небольшой общине грузин-католиков.Что касается исторических грузинских земель на северо-востоке современной Турции. В результате Русско-турецкой войны 1877—1878 годов они были в основном присоединены к Российской империи. Однако к тому времени там практически не оставалось грузин-христиан, при этом проживали грузины-мусульмане.
В результате Карсского договора 1921 года, который подписали Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР с Турецкой республикой при содействии РСФСР (СССР ещё не был учреждён), территория Тао-Кларджети и некоторые другие исторические грузинские земли перешли официально под турецкий контроль.
Какие грузины сейчас проживают в Турции
Лазы
На данный момент самой многочисленной этнической группой грузин в Турции являются лазы. Они традиционно проживают на территории юго-восточного Причерноморья (Карадениза). Область их расселения во времена поздней античности именовалась Лазика. Позднее часто использовалось название Лазистан.По оценкам разных исследователей, в Турции проживает от 120 000 до 1.5 миллиона лазов. Часть из них сохранила в быту лазский язык, близкий к мегрельскому диалекту грузинского языка. Последний иногда также выделяют в качестве отдельного языка внутри картвельской семьи. Лазский язык по-прежнему можно услышать в горных сёлах в провинции Артвин.
Лазы сохранили свою уникальную культуру, музыкальные и танцевальные традиции. В частности, хорон — энергичный и очень красивый танец или «игра», как говорят в Турции. Хорон может исполняться как в стройных линиях, так и в круге. Часто говорят, что движения хорон напоминают движения маленькой рыбки «хамси» (хамсы), которая популярна у лазов.
Одним из важных элементов музыкальной культуры лазов является струнный инструмент, называемый «кеменче». Он вертикально держится на коленях музыканта и играется с использованием смычка. Ещё один популярный лазский музыкальный инструмент — является «тюльюм», то есть волынка.
Чвенебури
Другой интересной этнической группой грузин, проживающих в Турции, являются чвенебури. В отличие от лазов, они переселились на территорию Османской империи только в XIX веке. Селились они достаточно дисперсно и в основном в городах, что привело в дальнейшем к довольно быстрой ассимиляции их.В настоящий момент чвенебури проживают в городах Трабзон, Ризе, Орду, Синоп, Бурса и Стамбул. Многие из них забыли грузинский язык и даже в семье общаются на турецком. Также они утратили национальную культуру и идентифицируют себя как турков. Хотя часто помнят о своём происхождении.
Аджарцы
Аджарцы-мусульмане населяют горные области по обе стороны от грузино-турецкой границы. Демаркация границ в рамках Карсского мирного договора привела к тому, что многие семьи (точнее семейные кланы) оказались проживающими в разных странах, и общение родственников было сильно затруднено.Ситуация осложнялась тем, что некоторые долины, начинавшиеся на турецкой стороне, не имели большую часть года выхода в сторону Турции. Из-за этого приходилось в случае различных ЧП договариваться о выходе людей или, например, о доставке врачей через советскую территорию чуть ли не на самом высоком уровне.
Благодаря замкнутому проживанию в подобных долинах турецкие аджарцы сохранили до наших дней свой оригинальный фенотип, язык и культуру. Говорят они на аджарском диалекте грузинского языка, который имеет множество заимствований из турецкого, а также пересечения с лазским языком.
Источник заглавного фото — сайт olay53.com.