Античный город Фиатира расположен в западной части Турции на территории современной провинции Маниса. Наиболее известен он благодаря упоминанию в Откровении Иоанна Богослова в качестве места, где находилась одна из семи церквей Апокалипсиса. В настоящее время на месте древнего поселения раскинулся город Акхисар.
Ранняя история
Точное время возникновения Фиатиры является загадкой. Город находится в пределах исторической области Лидия, однако о его прошлом до эпохи эллинизма, которая началась после завоевательных походов Александра Македонского, нет никаких данных, кроме чисто археологических.
Недавние раскопки, проведённые в Акхисаре, показали, что поселение существовало здесь ещё в III тыс. до н.э. В античных текстах Фиатира в III в. до н.э. при Селевкидах, которые перестроили город и расселили в неё солдат. Однако есть основания, что упоминаемый греками город Пелопия, он же Семирамида в Малой Азии — это именно Фиатира.
Происхождение названия
Относительно происхождения названия города есть такая легенда. Она гласит, что основатель династии Селевкидов, полководец Александра Великого Селевк I Никатор воевал с другим генералом Лисимахом, когда узнал, что его жена родила дочь. Тогда он повелел переименовать город в «Туатиру» от греческого θυγάτηρ, θυγατέρα, что означает «дочь».
В дальнейшем в результате постепенного распада державы Селевкидов Фиатира отошла к Пергамскому царству, но пробыла в его составе сравнительно недолго. Уже в 133 г. до н.э. Фиатира согласно завещанию последнего правителя Пергама Аттала III перешла под власть Римской республики вместе с остальной территорией царства.
Фиатира под властью Рима
В эпоху Римской имерии Фиатира была известна как важный центр торговли и ремесленного производства. Город славился своими красильными цехами и был центром торговли пурпурными тканями, которые в те времена имели огромную ценность. Носить их могли только очень состоятельные и статусные люди.
Например, при императоре Августа 1 кг шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2000 денариев. Для сравнения обычный солдату или неквалифицированный рабочий получали в среднем 1 дeнарий в день без учёта налоговых вычетов. Но даже если каким-то чудом они скопили нужную сумму, им бы просто не позволили носить пурпурные одежды.
Среди руин античной Фиатиры были найдены надписи, относящиеся к гильдии красильщиков. Вообще для Фиатиры известно больше гильдий, чем в любом другом современном городе римской провинции Азии: изготовители шерстяных и льняных тканей, портные, красильщики, кожевники, гончары, пекари, мастера по бронзе и работорговцы.
Римские императоры неоднократно уделяли особое внимание Фиатире. Город был серьёзно реконструирован при Веспасиане. Фиатиру посещали лично императоры Адриан (в 123 г.) и Каракалла (в 215 г.). В 366 г. около Фиатиры состоялось решающее сражение между армиями императора Валента II и узурпатора Прокопия, которая закончилась разгромом последнего.
Христанская община Фиатиры
Христианство проникло в Фиатиру, по всей видимости, уже в середине I в. Есть основания полагать, что в городе проповедовал лично апостол Павлом, на что есть косвенные указания в новозаветной книге Деяний. Первой последовательницей учения Христа в Фиатире стала женщина по имени Лидия, которая торговала пурпурными тканями.
В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас. (Деян. 16:13—15).
Следующее (и наиболее известное) упоминание Фиатиры в Новом Завете мы встречаем в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Согласно ему, некая женщина по имени Иезавель (которая называла себя пророчицей) учила и соблазняла христиан города вести распущенный образ жизни и есть пищу, приносимую в жертву идолам.
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась. Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. (Откр. 2:18—25).
Некоторые авторы видят здесь не упоминание конкретной женщины по имени Иезавель, которая жила в Фиатире, а отсылку к ветхозаветным Книгам Царств, где присутствует рассказ о жене израильского царя Ахава Иезавели, которая была язычницей, устраивала оргии. Имя её стало в дальнейшем символом порочности и похоти.
Существует другая трактовка Откр. 2:18—25. Рядом с Фиатирой находилось языческое капище, посвящённое Сивилле Самбафе. Возможно, из-за созвучия её отождествили с Иезавелью. Под «глубинами сатанинскими», вероятно, имелись в виду гностические или другие еретические учения времён раннего христианства.Важно отметить, что под церковью Фиатиры подразумевается не конкретное здание — храм, а местная христианская община в целом. Начиная с IV в. становятся известными имена епископов города, например Сер (325 г.), Фуск (431 г., принимавший участие в Эфесском соборе), Диамоний (458 г.), Василий (878 г.).
Христианская община Фиатиры была преимущественно греческой. До 1331 года город находился (с небольшими перерывами) в составе Византийской империи. После османского завоевания его переименовали в Акхисар, а Фиатирская епархия была в скором времени ликвидирована.
Постепенно процент христиан в городе уменьшался. В начале XX века они составляли около трети населения города. В результате греко-турецкого обмена населением в 1923 году христианское население покинуло город, который стал с этого времени полностью мусульманским.
Археология
В настоящий момент археологические исследования идут в Фиатире достаточно вяло из-за того, что большая часть территории древнего города застроена современными жилыми домами, а сколь-нибудь значительных построек тут не сохранилось. Тем не менее, в ходе раскопок была открыта часть античных руин, включая христианские памятники.Церковь, построенная на фундаменте языческого храма, в XV веке была превращена в мечеть.