Езиды — одна из интереснейших этнорелигиозных групп, которых можно встретить на просторах турецкой Месопотамии. Когда-то в далёком прошлом они были здесь куда многочисленными. К сожалению, до наших дней в этих краях сохранилось лишь несколько езидских деревень, которые по-прежнему населены.
Езиды — кто они вообще такие?
Собственно, езиды — это курды, исповедующие особую религию — езидизм. Учение это монотеистическое: его последователи верят в единого Бога и его 7 ангелов, главным из которых является Малак Таус. В езидизме присутствуют элементы ислама, иудаизма, христианства и даже зороастризма.
Ранее существовала версия, что религия езидов является формой развития зороастризма. Однако сейчас учёные склоняются ко мнению, что езидизм восходит к дозороастрийской иранской традиции, которая может уходить своими корнями глубоко в прошлое индоиранских народов до их разделения на рубеже бронзового и железного веков.
Главным символом религии езидов является «ангел-павлин» Малак Тавус, олицетворяющий собой мудрость и величие. Его изображение можно встретить в курдских жилищах и культовых сооружениях. Вообще езидские храмы бывают достаточно любопытными. Например, заброшенное пещерное святилище в Ахлате, выдолбленное внутри туфовой скалы.Слово «Yazidi» переводится как «слуга создателя». Некоторые учёные выводят его из древнеиранского yazata и среднеперсидского yazad («божественное существо»). Ещё можно встретить вариант Ez dā, то есть «Создал меня». Сами езиды также говорят про себя Xwedê ez dam («Бог создал меня»). Другая версия — Em miletê ezdaîn («Мы — народ Ezdayi»).
Важный момент: стать езидом нельзя. Им можно только родиться. В этом плане езидизм напоминает религию друзов. Хотя езиды говорят на курдском диалекте курманджи, большинство из них себя курдами не считают. Более того, примерно половина езидов вообще не относит себя ни к какой национальности. А некоторые даже считают себя арабами.
А что говорит про них наука?
Проведённые недавно исследования генетиков показали, что езиды — всё-таки курды. Что касается их религии, то она, вероятно, сравнительно молода. Основателем её считается Ади ибн Мусафир (шейх Ади), живший
В этом плане езиды отличаются от курдов-алевитов, которые всё-таки сохраняют многие элементы исламской традиции и признаются мусульманами, например, в среде шиитов. Вообще среди курдов распространены экзотические мистические течения, например Ахл-е Хакк («люди истины»), синкретическое учение, в котором совмещаются ислам и гностицизм.
Иногда Ахл-е Хакк и езидизм, а также учение алевитов объединяют в условную группу под названием «язданизм». Считается, что все эти религиозные течения восходят к древним доисламским верованиям иранских народов. Существует версия, что сами курды обратились в ислам только в Χ-XVI веках.
Общество езидов
Подобно индуистам, общество езидов имеет кастовое деление. По правилам своей религии езид не может вступать в брак не только с иноверцами, но даже с представителями другой касты. Впрочем, последние десятилетия среди курдов набирает силу «либеральный» езидизм, который даже предусматривает возможность обращения иноверцев.
Где-то в XIV веке езиды создали свой уникальный внутренний политический и религиозный административный аппарат, который действовал на их территориях и был как бы параллельным государственному аппарату тех правителей, которые официально их контролировали.
Территория езидов была разделена на 7 административных районов с центрами управления. Каждый район имел свой собственный «синкак» (знамя, флаг, провинция, регион), известный среди езидов как «тавис». Синкак представляет собой священное бронзовое чучело с изображением птицы или павлина — Тавуси Малека.
Езиды в Турции
Когда-то давно езиды были довольно широко представлены на востоке современной Турции. Здесь находились три неформальных административных района, о которых говорилось выше:
- Тависа Хеккаре (иногда Тависа Зозана): историческая область Хаккари (провинции Хаккари, Ширнак, Ван, а также Духок в Ираке).
- Тависа Велате Ксалта: район вокруг Сиирта, Батмана, Диярбакыра, Мардина
и т. д. - Тависа Серхед: регион, охватывающий города Карс, Ардахан, Эрзурум, Агры, Ван, Битлис и Муш.
В настоящий момент Тависа Серхед именуется Тависа Мискофа (то есть Москва) из-за того, что езиды из этих мест в своё время перебрались на территорию Российской империи.
Наиболее значимым памятником езидизма в окрестностям Мардина является ныне заброшенная деревня Магаракёй (Кивех на курдском языке), которая расположена на границе с провинцией Ширнак. Там сохранился езидский храм и монументальное езидское кладбище, которые стало сейчас объектом туризма.
3 Replies to “Езиды: загадочный народ”
01.05.2024
03.09.2024
13.12.2024