Арабы появились на территории современной Турции почти 1400 лет назад. В наши дни в стране проживает не менее «коренных» 2.6 млн арабов, что делает их третьей по численности этнической группой. И это ещё не считая недавно прибывших беженцев из Сирии и других стран Ближнего Востока.
Некоторые восточные провинции Турции, прежде всего Мардин, Шанлыурфа, Газиантеп, Килис и Хатай, имеют значительное арабское население, которое проживает на этих землях на протяжении нескольких веков. Причём в ряде населённых пунктов арабы могут быть преобладающей этнической группой.
«Местные» арабы в Турции говорят на иракском и мосульском диалектах арабского языка (Газиантеп и восточнее от него) либо на северо-левантийском (Хатай). Некоторые исследователи выделяют локальные субдиалекты. Например, мардинский субдиалект, который является разновидностью мосульского диалекта, но имеет свои особенности.
В плане вероисповедания большинство арабов Турции — мусульмане-сунниты, в основном ханафитского мазхаба, как и турки. Однако некоторые группы, например «махалми», живущие в окрестностях Мардина, придерживаются традиционно шафиитского мазхаба, что сближает их с курдами.
В провинциях Адана, Мерсин и Хатай можно встретить арабов-алевитов (особое ответвление шиитского ислама), а в Хатае, к тому же, проживает небольшое количество арабов-христиан.
Арабы имеют традиционно достаточно жёсткую клановую структуру, которая препятствует их ассимиляции.Например, арабы в Мардине известны по системе бейт (дом, семья), а не по фамилиям. Чтобы познакомиться с кем-то, человек говорит: «Бейт ми инте?» («Из какой вы семьи?»). По ответу, который он получает (пример: «Бейт Безе эне» — «Я из семьи Чуха»), может узнать, чьим сыном или внуком в сегодняшних условиях является этот человек..
История появления арабов в Турции
Заселение юго-востока Анатолии арабами началось в середине VII века после того, как Византийская империя потерпела серию поражений от Арабского халифата и потеряла большую часть своих владений на Ближнем Востоке. Арабы неоднократно осуществляли походы вглубь Малой Азии и два раза осаждали Константинополь.
При этом непосредственное заселение арабами территории современной Турции происходило довольно медленно. Если не считать гарнизонов отдельных крепостей, вглубь Анатолии они не проникали. Исключением была разве что Северная Месопотамия, опустевшая в раннем Средневековье в результате арабо-византийских войн.
Вплоть до X века арабы совершали регулярные набеги на анатолийские владения Византии. Однако после провала второй осады Константинополя это были в основном грабительские рейды с целью захвата ценностей и рабов. К тому же плато центральной Анатолии были не слишком привлекательны для арабов из-за холодного климата.
Ситуация не сильно изменилась и после того, как в 1071 году византийскую армию разгромили при Марцинкерте турки-сельджуки, а на территории Турции появилось первое крупное стабильное мусульманское государство — Конийский султанат. Арабы продолжали заселять юго-восток Анатолии, однако практически не продвигались дальше.
В целом арабы селились в основном в городах, будучи преимущественно торговцами и ремесленниками. Некоторые ремёсла, например мыловарение, считались чисто арабскими вплоть до XX века. Что касается бедуинов, то, за исключением некоторых племён, до территории современной Турции они почти не доходили.
Арабы-беженцы из стран Ближнего Востока
Военные конфликты, которые происходили в странах Ближнего Востока на протяжении последних десятилетий, привели к тому, что арабское население Турции значительно пополнились за счёт беженцев, прежде всего из Сирии и Ирака. По данным ООН, на 4 ноября 2021 года количество сирийских в Турции составило 3 млн. 728 тыс. 612 человек.
Интересно, что «коренные» турецкие арабы отделяют себя от новоприбывших, именуя последних «сури» (то есть «сирийцы»). Изначально сирийские арабы размещались в лагерях беженцев, однако в дальнейшем начали просто селиться в городах. Кое-где образовались целые арабские кварталы, которые стали источником социальной напряженности.
Ярким примером такого «арабского махалле» могут служить окрестности метро Аксарай, где арабы открыли во множестве кафе и рестораны со своей традиционной кухней, в магазинах торгуют товарами из арабских стран, который явно был ввезён контрабандным путём и не имеет наклеек, которые обычно размещаются на легальном импорте.
По некоторым оценкам, более трети беженцев, проживающих в городах, не имеют законного статуса и, по сути, являются нелегалами. Также сирийцы часто работают без официального трудоустройства за значительно более низкую заработную плату по сравнению с их турецкими коллегами.
Периодически в разных городах страны вспыхивают конфликты между новоприбывшими арабами и местным турецким населением, которые обычно получают широкую огласку в СМИ. Например, летом 2024 года в Кайсери произошли погромы, вызванные домогательством сирийского мигранта до местной девочки.
Палестинские арабы
Как известно, Турция поддерживает государство Палестина. При этом число именно беженцев из зоны арабо-израильского конфликта в стране невелико. Среди палестинцев, проживающих в Турции, преобладают студенты и состоятельные покупатели недвижимости. Часть из них также открывает здесь бизнеса. Например, палестинский кофе, который продаётся в странах Персидского залива, производится живущими в Турции палестинскими арабами.